mary_spiri: (Default)
[personal profile] mary_spiri
С Гавайями у нас как-то получился длинный перерыв аж в три года: поиски работы, переезд в Сиэтл, ремонт нашего старого дома в Макильтео, покупка молодыми дома в Сиэтле, который тоже требовал ремонта, поездка в Россию, в общем, на Гавайи не оставалось ни времени, ни денег. Но в общем это зря, ибо всего одна неделя дает потрясающий заряд счастья, бодрости и здоровья. Особенно, если ехать на Мауи, который после всех этих лет знаком, как дом родной.

На Мауи уже не надо носиться, как угорелым, чтобы посмотреть как можно больше достопримечательностей, а можно предаваться любимым занятиям, у меня это - торчание в воде. С утра, пока тихо, волн нет, это обычно сноркелинг, причем мы уже более-менее знаем не только надводный, но и подводный рельеф, куда и зачем плыть. А лучшие рифы обычно по краю больших Мауанских песчаных пляжей там, где тянутся в океан длинные черные лавовые мысы. Мысы уходят под воду рифами, а на лаве за сотни лет наросли красивые кораллы. В сноркелинге главное как можно дольше болтаться над одними и теми же рифами, тогда начинаешь замечать всякие мелочи, и вдруг видишь затаившегося осьминога, или мурена вылезает из норки, или вдруг одна из рыбешек вокруг оказывается замечательнейшим кальмарчиком с огромным глазом, или под самой поверхностью замечаешь летучую рыбку в стайке длинных голубых рыб-игл. Если спешишь, если плохая видимость, сильное волнение-болтанка, то мало чего удается заметить, кроме обычных стеак коралловых рыбок, которые уже поднадоели. А если условия плохие для сноркелинга, то плаваешь вдоль самого пляжа над песком, там маска с трубкой не нужны, смотреть нечего (разве что какую-нибудь камбалу, но ее так просто при плохой видимости не найдешь), скорее лучше "снаружи" любоваться чудесным аквамариновым цветом воды и горами Мауи. Мы обычно живем на южном берегу, там прямо над нами вулкан Халеакала. Про него не скажешь "торчит", ибо Гавайские вулканы отличаются жидкими лавами, которые растекаются на огромные расстояния, образуя толстые "щиты". Они смотрятся скорее как невысокие хребты, что является обманом зрения, ибо в реальности они колоссальны, верхняя точка Халеакалы 3022 м, а на Большом острове Мауна Кеа и Мауна Лоа поднимаются на 4 с лишком километра. Вулканы собирают облака, дождевые тучи, над ними возникают радуги, и вообще красиво до чертиков. Плаваешь, и смотришь.

Вот пара кадров с любимого соседнего пляжа Камаоле на Южном Мауи.







Кстати, именно там все дюны заросли местным вьюнком с чудесным гавайским названием "похуэхуэ". Вот он справа на песке, зеленые заросли похуэхуэ.



А вот мой трехлетнего возраста пост, где в частности про вьюнок и этот пляж.
https://mary-spiri.livejournal.com/50799.html

Погода в этом году не радовала, были дикие ветра с дождями. Дожди заканчивались безумными радугами, по дюжине в день, которые мне так и не удалось сфотографировать как следует, ибо жалко было фотоаппарат. Плавала я много, но в постоянной болтанке из мелких волн у берега. Накат был изрядный даже на ближайшем, обычно тихом пляже. Я обычно довольно спокойно справляюсь с входом/выходом через волны, но далеко от берега в такую погоду лучше не отплывать, сильный накат рождает отбойные течения (от берега в океан). Методика отработана, надо просто в начале внимательно пронаблюдать, куда тебя относит, и насколько сильно течение. Наш пляж обычно не образует сильных отбойников, и можно расслабиться. Но если сильный ветер, то он сшибает брызги с гребней волн прямо в лицо. Надо мне разобраться со снаряжением, местные пловцы часто на этот случай используют специальные дыхательные трубки. А я просто отплевываюсь.

И вот тут-то и случилась встреча, "когда ее совсем не ждешь", хотя понимаешь, что рано или поздно она произойдет. В общем, акул на Мауи немного (я читала, что их гораздо больше в продуктивных северных широтах, например, около нашего дома в Сиэтле, где они кушают лосося), но они есть. До сих пор мы видели мелочевку: рифовых и черно-перых акулок на атолле Молокини. Там они красиво смотрятся: вниз в темноту уходит огромная стена кратера Молокини, вся густо поросшая кораллами, а над склоном в глубине, куда еще достают лучи солнца, скользят темные акульи силуэты. Впрочем они невелики и пугливы. С большими акулами мы не встречались, да в общем и не стремились.

А тут плыву я себе на родном пляже метрах в 30 от берега, уже почти доплыла до места, где надо сворачивать на берег и выходить из воды, ибо мой час плавания подходил к концу. Как всегда, выходить не хочется, в воде хорошо, несмотря на ветер и брызги, я приноровилась, медленно плыву-болтаюсь на спине, слегка подгребая ногами. И вдруг справа, между мной и берегом, вижу краем глаза какое-то движение. Смотрю внимательней, а тут из воды выскакивают пара летучих рыбок и летят над водой метр-полтора. Я несколько раз видела летучих рыбок в полете, их ни с чем не перепутаешь, быстрый бреющий полет. И из воды они обычно выскакивают не просто так, а с сильного разгона, потому, что спасаются бегством от хищника. А под ними в воде вижу я характерный треугольный боковой плавник примерно с две моих ладони, с одной стороны темно-серый, а с другой светлый, ибо обладатель плавника в воде переворачивается, вон светлое брюхо вроде сквозь воду слегка видно. А потом вижу вроде верхний треугольный плавник тоже, но самого обладателя и его размер не видно, хотя в общем понятно, что это акула. Ибо с дикими дельфинами я плавала раза три, они себя совсем по-другому ведут, плавники другой формы, расцветка не та (у вертячек), так близко к берегу они не подплывают, да и вообще периодически выныривают за воздухом и пыхтят. А тут только треугольник волны рассекает, и больше ничего не видно из-за болтанки волн.

Забавно, что дальше я с интересом наблюдала за собственной реакцией. Паники не было вообще. Причем я могу запаниковать например за рулем машины, с год назад так загнала ее в канаву, пришлось бампер чинить. А тут страх был, сильный, а паники не было, наоборот мысль: не дергайся, не привлекай внимание. Так как акула между мной и берегом, надо плыть вдоль, продолжать движение, вроде бы она плывет в обратную сторону. Совсем не спешить мне не удалось, я стала грести редко, но сильно, между гребками поджимая конечности, и пытаясь разглядеть акулу. На берегу собралась небольшая толпа, человек в 7, в основном из желающих покататься на волнах. Они передумали кататься, увидев с берега плавник, и теперь с интересом смотрели, что я буду делать, столпившись у самой кромки прибоя. Я проплыла еще метров 40 и повернула в берегу, убедившись, что акула осталась позади. Когда под ногами возникло дно, на душе стало спокойно, и вылезала я уже совсем без спешки. Толпа зрителей подбежала поговорить: "Это кто, акула или дельфин?" - "Не знаю, но думаю, что акула, плавник, то се". - "А ты испугалась?" - "Да, очень (по-английски я поиспользовала идиому "I was scared shitless"). "А мы собрались тебе, если что, помочь", - "Спасибо большое, хорошо, что обошлось". В общем, едва удалось уйти от спасателей. А дома на меня наехала собственная дочь: "Какого черта ты пошла купаться в полпятого вечера, когда всем известно, что акулы как раз просыпаются в это время и отправляются на охоту?". И действительно, они твари сумеречные, любят, когда темновато, вода мутная от песка, чтобы от них не разбегалась добыча. Поэтому на Гавайях крайне не рекомендуется купаться ночью, или в мутной воде.

А на следующий день ветер стих, волна успокоилась, рай да и только. Вода прозрачная, с утра солнце, благодать. И естественно я пошла плавать, и сноркелеваться, и так просто. И в общем вчерашний страх совсем не мешал, сама не знаю почему. Уж больно красиво и здорово, и народу в воде полно, а не только я одна. В общем, встреча с акулой оказалась (тьфу-тьфу) совсем не такой уж страшной. Надо верить биологам-акуловедам, которые пишут, что акулы обычно на купающихся не нападают. И впрямь.

А сегодня сижу дома в Сиэтле. За окном идет снежная крупа, и ужасно хочется обратно на пляж Камаоле. Уж больно там хорошо. И вообще поездка, несмотря на погоду, получилась чудесная, вот скоро еще напишу.

Date: 2019-02-03 09:02 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"с чудесным гавайским названием "похуэхуэ"

Мне вообще нравится гавайский язык, но я с ним знакома только по Джеку Лондону :)

А история про акулу - жуть!

Date: 2019-02-03 10:55 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Если ты про переводы Джека Лондона на русский, то их еще делали крайне интеллигентные люди, поэтому там гавайский звучит красиво, и не более того. А в натуре там масса ходовых выражений, которые восхищают русское ухо, типа, прошу прощения, "да хуй", или "охуэна хейау". Мой муж любит втюкивать, что это мол все русские морячки погуляли.


А с акулой рано или поздно встреча была весьма вероятна. Я бассейны не люблю, и стараюсь в море проводить минимум часа два в день. А вообще они обычно на серферов нападают, а не на пловцов. И близко к берегу приходят нечасто.

Date: 2019-02-03 11:11 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"которые восхищают русское ухо"

Я имела в виду большую пропорцию гласных по отношению к согласным :)

Date: 2019-02-03 11:52 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Да, у гавайцев с согласными скудно. Но в общем славянское изобилие согласных - это тоже несколько необычно.

(deleted comment)

Date: 2019-02-04 12:02 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

У меня панические реакции случаются по другому сценарию, если триггер неожиданен и нов, т.е. если я ситуацию не понимаю, а внезапно в ней оказываюсь без предупреждения.  Тогда отключаются мозги. С акулой дело другое, ситуация обдуманная, а в воде я стараюсь отслеживать, что происходит вокруг. Мне помогди летающие рыбки, как предупреждение, которое включило нормальную обдуманную, а не паническую реакцию. Вот если внезапно нос к носу столкнуться, то это сильно хуже. А так я разок на том же пляже во время сноркеля внезапно увидела рядом с собой в полметре расстояния огромную мурену, толщиной в человеческую ногу. Монстр был, морской змей какой-то, голова по размеру чуть не как моя собственная. Оливково-бурая в мелкую светлую крапину, со злыми глазищами. Вот тут я  нехило в сторону отпрыгнула. Правда потом долго вокруг плавала и смотрела, но паника в начале была.

Date: 2019-02-04 01:02 am (UTC)
From: [identity profile] agasfer.livejournal.com
Справедливости ради, летучих рыб и каракатиц в гавайских водах нет. Течение на юге Мауи может быть довольно сильное т к там пролив с Большим островом. Правда, это дальше на юг. А погода к концу декабря отвратная, в смысле прибой и всякое такое. Лучшее время, это с конца октября по начало декабря. Уже не жарко, но зимние шторма еще не пришли.

Date: 2019-02-04 01:16 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com
1.
Maui Reef Fish Guide at https://thesnorkelstore.com/hawaii-fish-guide/
Flying Fish (Malolo)

On occasions people have witnessed flying fish escaping its chasing underwater predator, only to fall victim to an agile sea bird with a taste for fish. Talk about being on the wrong end of the food chain. Either way, the feet of the Flying Fish are worthy of our admiration and are a truly beautiful site to see. If you happen to take a snorkel tour our sunset sail their your chances of seeing a flying fish are pretty good.

Snokeling with squid - Honolua Bay, Maui Hawaii
https://www.youtube.com/watch?v=XlFRpiYx_AI

Ну и вообще-то я их своими глазами видела, я хоть и лабораторный, но биолог, и википедию с гуглом смотрю иногда.

2. Южный берег Мауи считается там, где пролив между Мауи, Кахоолаве и Ланаи. Он довольно-таки закрыт и защищен, поэтому туда сползаются киты. Пролив с Большим считается восточным берегом, хотя это географически не совсем так.

3. Мы любим смотреть китов, а они появляются в декабре и остаются до марта.


Date: 2019-02-04 01:46 am (UTC)
From: [identity profile] agasfer.livejournal.com
1. Странно. Никогда их там не видел, и более того, в The Ultimate Guide to Hawaiian Reef Fishes/J P Hoover их нет. Вообще это рыба открытого моря, для рифов не характерна.

1a. Это кальмары. А каракатица, это cuttlefish.

2 Довольно странная география, если учесть, что Макена смотрит прямо на запад :) Меня однажды хорошо унесло, от Онеули до нудистского Малого Пляжа. Просто имейти ввиду.

3. Это да. Но из разговоров с местными, они говорят, что год на год не приходится, но бывают такие феврали, что в воду можно зайти пару раз за месяц. А любоваться китами с берега, боюсь, надоело бы быстро.

Date: 2019-02-04 02:02 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com
То, что я видела, был скорее кальмар, и он очень здорово косил под коралловую рыбу. Просто глаза были слишком большие, и в какой-то момент он распустил тесно сжатые щупальца, и вместо рыбьего хвоста оказалась метелка. Я исправила в посте, спасибо!

Летучих рыб я видела из-под воды в Хонолуа, метрах в 5 от берега, и совсем близко, очень клево. И пару раз во время круизов они взлетали перед Зодиаком.

Отбойник меня потащил как раз на Малом пляже, я по дурости погребла к берегу, как ни странно выгребла, видимо он слабый был. А дочь меня удивленно спросила: Чего у тебя глаза такие безумные были, когда ты к берегу плыла?

Мы постоянно ездим на Мауи зимой, и обычно всегда можно найти пляж с небольшим накатом, где можно по-сноркелиться. Хонолуа - это сложнее, там накат обычно слишком большой, но даже там раза три были идеальные условия.

А насчет Макены я сама удивляюсь, это четкий запад, я туда езжу закаты смотреть.

Date: 2019-02-04 02:25 am (UTC)
From: [identity profile] agasfer.livejournal.com
Да, проверил, действительно пишут, что есть там рыбы летучие. Удивительно, видимо, сильно не везло. Мы только на Большом уже 7 месяцев провели в общей сложности, и вот ни разу не попались :) А вот почему их Хувер не включил в свой почти 400-стр труд, интересно.

Date: 2019-02-04 02:31 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Может вы слишком глубоко заныриваете и смотрите вниз? Летучие рыбки обычно торчат у самой поверхности. Я иголок люблю смотреть, ну и trumpet fish, они тоже часто у самой поверхности. Так и увидела летучих. Они под водой голубенькие такие, меленькие, малозаметные. Надо, чтобы вблизи, иначе их просто не различить.

Date: 2019-02-04 05:04 am (UTC)
From: [identity profile] agasfer.livejournal.com
Может...хотя по поверхности со сноркелем иногда долго плыть приходится. Иголок поверху сколько угодно, я их снимаю иногда.

Date: 2019-02-05 02:22 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Да, чего-то сезон штормовой. У нас было забавно, что Большой пляж, где часто бывают большие волны, оказался тихим из-за своего холма, который удачно прикрывал западную часть метров на 200.

Date: 2019-02-05 02:31 pm (UTC)
From: [identity profile] agasfer.livejournal.com
На Большом супругу волной долбануло так, что она остаток отпуска ходила с фингалом под глазом.

Date: 2019-02-05 02:59 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com
Лицо это неприятно, конечно, очень. Но легче, чем когда спину не так свернет, как моему мужу. Он потом месяц к хиропрактору ходил, а теперь очень осторожен с волнами.

Date: 2019-02-05 05:19 pm (UTC)
From: [identity profile] agasfer.livejournal.com
Прошлым летом в новостях было, молодожены в свадебном на Гаваях, ее так волной долбануло, что сломало шею и паралич. Вот так, на третий день замужа. Какой остров, не помню.

Но у нас это стало счастливой приметой. Если у Иры на лице синяк или ожог от медузы, значит, "отпуск удался!" :)

Date: 2019-02-04 09:27 am (UTC)
From: [identity profile] mrs-mcwinkie.livejournal.com
Я под большим от твоего поста... Даже запереживала. Все же пожалуйста будь осторожней.

Date: 2019-02-04 02:24 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Да я в общем труслива и осторожна. Просто какие-то встречи случаются по теории вероятностей.

Date: 2019-02-04 01:16 pm (UTC)
From: [identity profile] crown-athlete.livejournal.com
В молодости много раз пытался поймать акулу, был такой пунктик, челюсти хотел вырезать, правда не удалось. А вот эту на берегу встретил, она в сетке запуталась и задохнулась, мне её даже жаль было, очень грациозная рыба

Date: 2019-02-04 02:27 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Вот примерно такой был верхний плавник, как на фото. Мне сразу показалось, что размер небольшой, но я тело практически не видела из-за волн. Насчет челюстей, я в Палеонтологическом музее, не помню где, видела челюсти ископаемой акулы Мегалодон, сквозь которые можно проходить, как в ворота. После этого челюсти обычных акул меньше впечатляют.

Date: 2019-02-04 02:36 pm (UTC)
From: [identity profile] crown-athlete.livejournal.com
Да, лучше с ними в море не пересекаться )

Date: 2019-02-04 05:36 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com
Да в общем этого трудно избежать, если много времени проводишь в воде, как я делаю.

Date: 2019-02-05 05:42 am (UTC)
From: [identity profile] saint-dragon.livejournal.com
Я в первую поездку на Гавайи увидела в воде (у меня еще маски не было, маленькие очки с не очень удачным обзором) поблизости нечто большое и плавающее и дико испугалась, что акула, правда через еще несколько секунд осознала, что черепаха ;-) Это была моя первая встреча с водной черепахой. Но настоящую акулу бы встретить не хотелось, конечно.

Я так понимаю, там январь-апрель это пора дождей вообще, два года назад были - каждый день ливни, быстрые, сильные и короткие, но если попал за рулем - ехать вообще невозможно, ни с какими дворниками не видно дальше двух метров.

Date: 2019-02-05 05:55 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Черепаха неподалеку обычно означает отсутствие акул, черепахи их боятся и прячутся. Поэтому когда кругом много черепах, то хорошо! Я их очень люблю, если бы я верила в кармические перевоплощения, то хотелось бы побыть черепахой на Гавайях.


Насчет сезона дождей, как мне кажется, многое зависит от места проживания. Южный Мауи вообще-то в дождевой тени Халеакалы, там нативная растительность засухоустойчивая и скудная. А дожди на севере, где пассат приносит тучи. Ну запад тоже более мокрый и штормовой. А вообще часто там можно от погоды сбежать, проехав с полчаса. Так что дело наверно не в сезоне, а конкретно в большом шторме, если погодная система большая, то может накрыть сразу всех. К счастью, такое нечасто бывает. Кстати, наихудшую погоду за все разы пребывания мы поимели в сентябре,  ровнехонько около 9/11 в 2005-м.

Date: 2019-02-05 06:52 am (UTC)
From: [identity profile] saint-dragon.livejournal.com
Я хоть и читала в подготовке к поездке, что там можно увидеть черепаху, но встреча все равно оказалась неожиданной - кто ж знал, что там их невозможно не встретить ;-) Я думала тогда, что это редкость. Но да, черепах обожаю и очень наловчилась их высматривать, в последней поездке брали тур сноркательный и я выискивала черепах быстрее нашего гида и всем показывала ;-)

Летом (июль) и осенью (сентябрь) я была и дождей вообще почти не бывало в тех же частях тех островов, но да, это правда, что там десять погод на одном острове одновременно может быть.

Profile

mary_spiri: (Default)
mary_spiri

January 2026

S M T W T F S
    123
4 5678910
111213 14151617
18192021 222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 23rd, 2026 06:21 pm
Powered by Dreamwidth Studios