mary_spiri: (Default)
[personal profile] mary_spiri

Hа новой работе в Био-Био меня ждало очень милое начальство среднего звена по имени Кэти, и два мальчика-лаборанта - Жорик и Левик. Наш проект по разработке новой технологии ДНК-овых тестов поделили на три части, в дополнение, мне надо было мальчиков в целом опекать, не слишком ими командуя. Практически сразу выяснилось, что проект - полная туфта, от начала и до конца, и дальше 8 месяцев мы собирали доказательства. Но обо всем по порядку.

Новая технология была придумана двумя "гениальными" изобретателями: физиком Фредом и инженером-электронщиком Брэдом. Начальная идея красивая и довольно тривиальная - известно, что азотистые основания в спирали ДНК могут самоскладываться в стопки колец с общими электронами, значит возможна проводимость. Изучением проводимости ДНК занимаются уже весьма давно, но с переменным успехом: примерно половина исследований утверждает, что проводимость есть, а во второй половине ничего не получается, так что обзоры литературы читать довольно забавно. Причем большая часть исследований, особенно успешных, делается в воздушной атмосфере, а не в водных растворах.
Фред с Брэдом в проводимости ДНК не сомневаются, хотя ничего за свой век не опубликовали. Их не интересует мнение скептиков. Вместо этого они придумали способ вычислять проводимость ДНК на основе точной последовательности азотистых оснований. А дальше все просто: берется "проводящий" кусок ДНК, и его концы приделываются на два разных электрода, между которыми создается разница в вольтаже. В системе якобы течет ток, который можно измерить, ну прямо как если бы ДНК была бы медной проволокой. Главная тайна - это ширина щели между электродами, щель такая узкая, что туда помещается только одна небольшая цепочка ДНК, так сказать рецептор, по которому и должен течь ток при приложении вольтажа на электроды. А когда вторая комплементарная цепочка гибридизуется с рецептором, что подвешен на электродах, то параметры тока меняются. И вообще якобы можно две цепочки разъединять и снова воссоединять, используя разные вольтажи, и специфичность гибридизации можно так же вот регулировать. Правда у наших изобретателей явные нелады с законом Ома, но обычные биологи закон Ома не знают, а к физикам они со своим изобретением не лезут. Зато закон Ома знает мой муж-электрохимик, который тут же заявил, что все это полная туфта. Впрочем на это всегда есть ответ: система ведь хорошо работает. Вот смотрите, меряет все, что надо, контроли чистые, все четко получается, технологию тестировали независимые эксперты в течение двух недель с большим количеством образцов.

Другая неотъемлемая часть - это магический буфер, в котором все эти процессы проистекают. А для удобства этот же буфер осуществляет все этапы подготовки образца к измерению. Он содержит детергенты, которые должны разрушать клетки образца, чтобы из них вышла ДНК. Этот же буфер якобы фрагментирует ДНК на кусочки, которые по размерам могут влезть в щель между электродами, и заодно, т.к. ДНК в клетках двухцепочечная, разъединяет цепи, чтобы они могли загибридизоваться с рецептором. Все безумно просто: заливаешь буфером образец, причем можно самый грязный, с кровью, мочой, слизью, под воздействием магического буфера все это разваливается на кусочки практически сразу, потом отправляешь всю смесь целиком на электронный чип с ДНКовым рецептором, и через пару минут все измеряно с необыкновенной точностью. Сенсоры меряют, например, вирусную или бактериальную ДНК, негативные контроли всегда отрицательны, и все получается наилучшим образом, даже у скептических французских микробиологов, которые приехали аж из самого Института Луи Пастера. Так что все уже сделано, а нашу группу наняли просто для оптимизации. Ну и чтобы проверить некоторые из наиболее необычных теорий Фреда и Брэда, чтобы понять механизмы, по которым платформа работает. Ведь то, что работает - это был установленый факт.

Изобретатель всей этой красоты Фред - типичный американский университетский профессор из глубинки, вежливый, интеллигентный, похож на шерифа Лонгмайра из сериала того же имени, да и живет на Диком Западе, как тот шериф. В свое время в Советском Союзе было выражение "социально близкий", т.е. свой в доску, пролетарский, ягода с того же поля, родной и понятный. Фред для американцев социально близкий, он вызывает у них симпатию своей аутентичностью и соответствием архетипу, именно таким должно быть гениальное воплощение американской мечты, простой парень, который своим умом достиг, превозмог и сделал чудо. У него приятные манеры, хорошее чувство юмора, тихий голос, умение долго и со вкусом рассуждать на научные темы.

Фред всегда старательно выслушивает собеседника, благодарит за чудесные комментарии и необыкновенно умные вопросы, и никогда не вступает в споры и конфронтации. У собеседника создается ощущение, что с ним полностью и безоговорочно согласны. После чего Фред старается увести разговор в горние дали высоких теорий, умело стараясь забираться в те области, в которых собеседник не особенно разбирается. Как только Фред видит живую реакцию, он тут же передает нить разговора собеседнику, для него главное - не делать слишком сильных утверждений самому. Его невозможно поймать на вранье или передергиваниях, он слишко скользок и со всем согласен. И вообще он этого не говорил, вы его не так поняли. А если вам это не нравится, скажите, что вам нравится, и он с вами снова согласится. Мы же все знаем, что биология не очень точная наука... И далее по кругу, где нет стенки, к которой его было бы можно припереть. А главное у него всегда есть аргумент: ведь система работает. Он так прямо и говорит: "Я-то просто старый пердун (его собственное выражение, не мое), я могу легко ошибаться. Но посмотрите, как все четко выходит".

Как всякий гений, Фред отличается милыми странностями. Например, он крайне неаккуратен, никогда не записывает то, что делает, по прихоти своей левой ноги меняет составы буферов и концентрации ДНК, и вообще парит в свободном поиске, необременненном лабораторными тетрадями. Тут надо отметить, что обычно подобное поведение в биотехе карается жестоко, главный результат твоей работы - это детальные записи в лабораторной тетради, сдублированные электронными записями в специальных базах данных. А тут вроде бы Фред сам себе хозяин, ну не умеет он, не может и не хочет писанину разводить, да и занят сильно, не до того. Ну и как ему в такой ситуации верить? Спросишь, а сколько у тебя в этом растворе ДНК, он называет цифру с потолка. Меряешь, оказывается ошибка на пару порядков. А Фред: "Да, ошибся, спасибо, что ты меня поправила!". Причем он никогда не признает, что не помнит, не делал, не знает, толком не записал. У него всегда сразу находится ответ, на проверку которого могут уйти дни, если образец сильно разбавлен. А потом все оказывается не так, ошибочка вышла, спасибо, молодцы! Зато всегда можно все отрицать, ведь ничего написанного не осталось. Oтличный способ, чтобы тебя не смогли поймать на вранье.

Фред любит рассказывать про свою нелегкую жизнь, ведь ему приходится пробивать свои идеи через враждебное окружение, коллеги его не понимают, это для них слишком смело. Он зарабатывает преподаванием в маленьком университете, а все свободное время и деньги тратит на развитие своей платформы. Его жена - чистый ангел, она понимает, насколько это ему необходимо, терпит нелегкую жизнь и всячески поддерживает. Он не ходил в отпуск ни разу за долгие годы - не до того. И вообще он человек креативный, кроме этой платформы у него еще несколько проектов, он не может не изобретать, натура требует.

Впрочем, все не так уж сурово, как выясняется при более близком знакомстве. Фред довольно давно пристроился получать гранты от Министерства Обороны. Они любят вот таких социально близких, чтобы не иностранец какой, а свой, и чтобы при этом обещал побольше всяческих чудес. Чем необычнее чудо, тем лучше. Платформа меряет любого возбудителя болезни в любом образце за полминуты? Ура, тащи ее к нам, мы тебе денежек дадим. И давали, и продолжают давать, только обещай и демонстрируй. А публикации и признание коллег военных не интересует, скорее наоборот, чем меньше народу знает, тем лучше. Еще хорошо, что военные часто переключаются, у них денег много, сегодня одно чудо, завтра другое. Да и вообще их не волнует, если ты разработанную платформу хочешь кому-нибудь еще продать. Просто держи в секрете их военные тайны, и делай дальше, что хочешь.

Таким вот образом 8 лет назад Фред умудрился продать свою платформу для ДНКовых анализов, разработанную на деньги военных, аж самому Проктору с Гэмблом (П&Г), компании большой и уважаемой. Технология казалась несколько недоработаной, и тамошние сотрудники потратили несколько миллионов на разработку электронных чипов, программного обеспечения и прочих необходимых примочек. Ведь биологическая часть работала вроде бы вполне хорошо. А дальше официальная история делается довольно странной. Якобы в какой-то момент П&Г решили, что хватит деньги тратить, что чипы у них никак толком не получаются, и решили проект прекратить. А технологию с платформой вернули обратно Фреду, иди себе, мужик, дальше все это продавай, а мы больше в эту игру не играем. Такова официальная версия событий, а неофициальной версии никто не знает, П&Г загадочно молчат. Не будут же они помогать конкурентам по биотеху, пусть конкуренты сами разбираются с новой платформой и шишки себе набивают.

Надо сказать, что с каждым разом технологию все проще и проще продавать. Ведь в нее вложено уже немеряно чужих денег. Так что каждый новый покупатель считает, что может урвать на грош пятаков. А все предыдущие просто лохи, не поняли, что и как надо делать. А тут такой убедительный изобретатель, у него все работает, проблемы есть, но он их по ходу дела решает. К нему можно прислать в лабу людей, он их поставит тестировать технологию, и у них все тоже будет работать. А если затык, приходит изобретатель, и все начинает работать. Вот в такой ситуации Био-Био и решила прикупить технологию с условием, что изобретатель поможет довести платформу до практического применения. Ведь вроде как немного и доводить осталось, все же работает?

Date: 2018-06-16 04:38 am (UTC)
From: [identity profile] marinta.livejournal.com
У нас тоже есть похожий, отечественный Фред-профессор.
Очень похожий на Выбегалло из Стругацких...
"Человек, товарищи, есть хомо сапиенс, который может и хочет. Может, эта, все, что хочет, а хочет все, что может. Нес па, товарищи? Ежели он, то есть человек, может все, что хочет, а хочет все, что может, то он и есть счастлив. Так мы его и определим."

Date: 2018-06-16 02:13 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Мошенники есть везде. Важно, как далеко им удается продвинуться. Выбегалло это академический персонаж, ему даже ловкость рук была не нужна, достаточно было слова говорить. В индустрии требуется, чтобы изобретения работали. Поэтому тут уже надо быть фокусником Акопяном. Да еще и понимать надо все слабые стороны, кто чего не знает, ведь шанс нарваться на специалиста довольно велик. Так что требуетмя мастерство по лавированию.

Date: 2018-06-16 09:24 am (UTC)
ext_659943: (Default)
From: [identity profile] kant-elz.livejournal.com
\\вежливый, интеллигентный, похож на шерифа Лонгмайра\\

Ну, вы даете - "интеллигентный Лонгмайер"! :о))

Date: 2018-06-16 02:16 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Лонгмайр даже на пианино играл. И книжки дома держал. И работа интеллектуальная. И словарный запас большой. Так что по-моему он был интеллигентен. Ну реднеком он тоже заодно был. Я такие комбинации встречала. В общем типаж у Фреда похожий. Только гораздо менее симпатичен внешне, и совсем гнилой внутри. А сериал я этот люблю очень.

Date: 2018-06-17 09:57 am (UTC)
ext_659943: (Default)
From: [identity profile] kant-elz.livejournal.com
Мы сейчас этот сериал смотрим. Логмайер не бреется, моется редко, мобильника не имеет, в интернет не ходит. :о))

И Генри мне не нравится - вечно он в какую-нибудь кашу вступает. И дочка Лонгмайера дурковатая. :о)

А, в общем, сериал хороший, годный сериал. Я рекомендую посмотреть "Расследования Мёрдока" и "Дама детектив мисс Фишер". Получите душевное удовольствие.

Date: 2018-06-18 01:08 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Мисс Фишер мы как раз сейчас смотрим. А еще Убийства в Мидсомере. Очень здорово. Спасибо за дальнейшую наводку, будем все смотреть.
А в Лонгмайре наиболее мне интересны были неоднозначные персонажи типа Джейка Ночная Лошадь. А сам шериф -это перекличка с традиционными вестернами. Там герой в седельной сумке возит Плутарха и Шекспира, которых читает вечером у костра, но немыт и небрит. Наш Фред тоже изображал нечто подобное.

Date: 2018-06-18 08:41 am (UTC)
ext_659943: (Default)
From: [identity profile] kant-elz.livejournal.com
Про Барнаби и его сержантов мы уже посмотрели. :о)

Ещё хороший сериал - "Инспектор Линли".
А про дефективного детектива Монка смотрели?

Date: 2018-06-16 12:39 pm (UTC)
From: [identity profile] ymi-an-island.livejournal.com
огорчительно, что высокопрофессиональный биолог не знает значения слов "генетический код":

"...точной последовательности азотистых оснований (генетического кода)"

или претворяется что не знает ради потворства превратным представлениям непрофессиональных читателей.
Edited Date: 2018-06-16 12:45 pm (UTC)

Date: 2018-06-16 01:51 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Я не очень поняла, что вам не понравилось. Если можно, напишите поподробнее. Вы протестуете против использования азотистых оснований вместо нуклеотидов? Но в общем меня в детстве далеком так учили. Или код это только последовательность нуклеотидов, кодирующая белок?  Я эти слова применила в широком смысле. Кстати притворяться пишется с "и", а не "претворяться". Но я не граммар-наци.

Date: 2018-06-17 02:42 pm (UTC)
From: [identity profile] ymi-an-island.livejournal.com
https://en.wikipedia.org/wiki/Genetic_code

употребление слов "генетический код" в значениях "последовательность нуклеотидов" или, что тоже бывает и что еще хуже "геном" должно быть всячески искоренено. И если это как-то простительно для широкой публики, для профессионального мол.биолога это просто странно.

Date: 2018-06-18 01:14 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Знаете, мне проще убрать генетический код, чем спорить. Я поняла из статьи, что код это только то, что кодирует последовательность аминокислот. Вернее статья пишет, что код это свод правил.  Прлфессионально слова генетический код я последний раз применяла очень давно, и в упор не помню, в каком контексте.

Date: 2018-06-20 04:24 am (UTC)
From: [identity profile] ymi-an-island.livejournal.com
спасибо.

Date: 2020-02-18 07:28 pm (UTC)
From: [identity profile] scaredy-cat-333.livejournal.com
> употребление слов "генетический код" в значениях "последовательность нуклеотидов" или, что тоже бывает и что еще хуже "геном" должно быть всячески искоренено.

Дай ка я посмотрю на твой код - говорит программист программисту и никто не парится, хотя оба знают, в глубине души, что код - это способ кодирования, а вовсе не текст, записанный кодом. Видимо, тут имеет место синтаксическая компрессия, а она - в числе современных тенденций русского языка. С таковыми бороться можно, но обычно бесполезно и непрогрессивно.

См. http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook050/01/part-011.htm например.

Date: 2020-02-18 07:38 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com
Не, я по поводу языка бороться ни с кем не стану. У меня он дико замусорен аглицизмами. Я с ними борюсь при написании постов, но до конца все равно не выполешь.

Date: 2018-06-17 02:44 pm (UTC)
From: [identity profile] ymi-an-island.livejournal.com
а я - граммар-наци и поэтому опозорен

Date: 2018-06-18 01:19 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

К такого рода вещам, как оговорки, описки и ошибки, надо относиться спокойно. И вообще жж это развлечение, по крайней мере, для меня. И способ рассказывать о своей жизни далеким родным и друзьям, они читают, хотя не комментируют.

Date: 2018-06-20 04:24 am (UTC)
From: [identity profile] ymi-an-island.livejournal.com
всецело согласен

Date: 2018-07-09 01:22 am (UTC)
From: [identity profile] rider3099.livejournal.com
Ты знаешь, во мне этот профессор Фред вызывает детское чувство изумления! Оказывается, он не впервые эту платформу с технологией продает!

Date: 2018-07-09 01:30 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com
Ну да, не первый, и это ему только помогает в продаже, ведь другие покупали. Боюсь, что и не в последний, еще каким-нибудь лохам продаст.

Date: 2023-11-10 03:35 pm (UTC)
From: [identity profile] sulfid.livejournal.com
какая интересная история, спасибо!

"профессор" напоминает очень моего нынешнего начальника — он, правда, не мошенничающий реднек-биолог, а слегка подтасовывающий француз-социолог. но вот эти повадки, это витание в облаках и масса полностью автоматизированных приемчиков по уходу от ответственности — один в один

Date: 2023-11-10 03:51 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Спасибо, что читаете! Эта история стоила мне 8 месяцев профессиональной жизни, и в конце мы его поймали за руку. Я об этом тоже написала. Но до сих пор сама поражаюсь наглости этого персонажа, и его безнаказанности. А более мягкие варианты Фреда встречаются нередко, и от них лучше бежать.

Date: 2023-11-10 04:02 pm (UTC)
From: [identity profile] sulfid.livejournal.com
как раз читаю последний пост эпопеи. представляю уровень стресса и сочувствую. но написано прекрасно, какая история!

Date: 2023-11-10 04:52 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Спасибо большое! Мне очень помогла постоянная поддержка мужа, он электрохимик, и ему все было кристально ясно с самого начала.

Date: 2023-11-10 04:09 pm (UTC)
From: [identity profile] sulfid.livejournal.com
в части о докладу начальству чуть не вслух начал восклицать!

в очень мягкой форме переживаю сейчас нечто подобное, глядя как этот самый мой француз творит черти что с данными, гонит какую-то пургу с потолка, которая разоблачаема буквально в два хода. и мои робкие тактичные попытки этот момент вскрыть (и улучшить процесс, а вовсе не наказать или уволить кого-то) наталкиваются на ровно такие же речи о гениальном ребенке, с которым нужно терпеливо и особенно, и вообше до этого всё нормально было.

самое сложное тут себя убедить, что зарплату мне якобы платят за поддержку коллектива, а не за экспертизу в исследованиях и анализе данных

Date: 2023-11-10 04:55 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

На самом деле зарплату нам все же платят за экспертизу тоже. И эта экспертиза важнее, чем поддержка коллектива. Но в Биораде был ещё один момент: там собственно коллектив выживал, и это проект был последней и главной опорой. Было четко понятно, что не будет проекта, уберут и коллектив. Поэтому мне было легче просто уйти, чем воевать. Коллектив был чудесен, и весь моего пожилого возраста. Собственно потом многие ушли на пенсию, насколько я знаю.

Profile

mary_spiri: (Default)
mary_spiri

January 2026

S M T W T F S
    123
4 5678910
111213 14151617
18192021 222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 23rd, 2026 05:10 pm
Powered by Dreamwidth Studios