mary_spiri: (Default)
[personal profile] mary_spiri
Сахалин и Курилы

Как-то году в 96 поехала я на общеяпонскую конференцию вместе с одной из наших студенток-японок. Дело было на Хоккайдо, в Саппоро, все японцы знают: нигде не найдешь лучше суши, чем на севере. А студентка Йоко сама с севера, и в один из дней принялась меня уговаривать, мол, Маша-сан, давай гульнем конференцию, поедем в мой родной городишко по соседству, там мой дядя держит суши-бар у самого синего моря. Ну меня долго в таких ситуациях уговаривать не приходится. Поехали, заходим, место деревенское, тихое, буколическое, любой гайдзин-иностранец принимается как родной, особенно если хоть немножко говорит-понимает. А тут еще Йоко, родная племянница пришла. Усаживают, суши дают целую доску для начала, саке наливают, спрашивают меня мол откуда. "Из России", - "До чего же здорово! А мы с Сахалина". Я давлюсь саке, думаю, вот скотина Йоко, мне ничего не сказала. А дядюшка начинает мне объяснять, за что он лично обожает русских. Его отец оказался среди интернированых японцев, когда наши забрали Сахалин после войны. Эти японцы тихо просидели в лагере месяца три, все было нормально, их кормили, на работы не дергали, но наружу не выпускали. Лагерь был небольшой, на несколько сотен человек. И вдруг как-то вечером приходит к ним русский комендант лагеря, армейский офицер, с переводчиком, и объясняет, что пришел приказ всех пленных в лагере расстрелять. Что и будет сделано завтра поутру, а сегодня вечером лагерные ворота оставят открытыми, и охраны не будет. Японцы подумали, решили, что это все неправда, провокация, и большая часть осталась. На следующий день их поутру расстреляли. Но процентов 20 решили, что правда-неправда, а надо на всякий случай отвалить. И удрали, и никто их не искал, и потом худо-бедно, через новые лагеря и долгие мытарства добрались до родной Японии. Как этот самый дедушка моей студентки, прожили долгую жизнь, суши-бары пооткрывали, и радостно вспоминали, какие русские душевные - могли же всех расстрелять, но нет, оставили ворота открытыми. В общем, под этот рассказ (опять-таки не знаю, правдивый ли) накормили нас суши до ушей, напоили, благо не за рулем, на поезде, деньги взять отказались, и было это лучшее суши в моей жизни.

Первые годы пребывания в Японии мне казалось, что Курилы надо бы отдать, ту их часть, которую собирался отдавать Хрущев. И вообще все к отдаче и шло, приезжали сначала горбачевские, а потом ельцинские чиновники, говорились всякие слова по этому поводу. Даже неформальный референдум провели по слухам на островах, и жители их двумя руками проголосовали "за", и даже вроде бы ногами, количество жителей на островах увеличилось до 16 тысяч человек, когда показалось, что вот-вот они станут японцами. И тут выяснилось, что для Японии весь этот вопрос состоит вовсе не в увеличении территории, и не в возвращении "исконно-японского". А на самом деле для них это еще один шанс поиграть в реваншизм, и таким шансом нельзя не воспользоваться, это важнее, чем сами острова. Ибо отношение ко Второй Мировой и поражению Японии двойственное. С одной стороны, есть официальная линия, продолжающаяся еще со времени американской оккупации: милитаризованная Японская империя предательски напала сначала на соседей, потом на остальную Азию, потом на Америку в виде Перл-Харбора, оккупировала Корею и большую часть Китая, организовала массовые резни и всевозможные зверства, а потом ей вломили по полной, разбомбили крупные города в ноль, и насильственно демилитаризовали. И хорошо, и мы, японцы, теперь такие мирные, даже на улице не увидишь ребенка, который играл бы в солдатики, или с игрушечный оружием. Это меня поразило, примерно через год пребывания я заметила, что нету тут игрушечного оружия, вообще, куклы, машинки и зверушки есть, а пистолетиков нету. И эта главная линия отражена в учебниках, в политических документах, официальных статьях и бумагах.

Но есть и еще одна, теневая линия, которую протаскивают тихой сапой везде, где получается, чтобы противостоять главной и посеять сомнения в умах. Эта линия откровенно реваншистская, причем даже в наименее радикальном варианте (который наиболее распространен), утверждается, что Япония страшно пострадала просто за то, что попыталась спасти Азию от ига белого человека, от колониализма, который причинил неисчислимые страдания в течении сотен лет, и что рядом с этими страданиями какая-та резня в Нанкине? Именно это написал в своем манифесте Хидеки Тодзе, премьер-министр во время войны, и военный преступник, повешенный американцами в 1948-м. Он писал о том, что колониализм и угнетение не только убили гораздо больше людей в Азии, чем Вторая Мировая, но и уничтожили культуру, замедлили развитие свобод, и превратили население Азии в рабов. А Япония просто хотела их спасти (превратив в своих рабов?).

В Японии в частных разговорах вообще не станут обсуждать Вторую Мировую. В учебниках будут постоянно сокращать и упрощать материал, было, и прошло. Никто не собирается использовать этот кусок истории, чтобы чему-то научить новые поколения. Скорее будут постоянно рассусоливать русско-японскую войну, как героически наподдали Русской Империи (которая по многим параметрам была намного сильнее). А резню в Нанкине включили в школьные учебники лишь под жутким давлением Китая, под угрозой китайских экономических санкций. Теперь есть два абзаца в учебнике, о том, что плохо обошлись с китайцами, столько-то расстреляли, а столько-то порубали. А вслед за этим несколько глав о страданиях японцев после войны, и о героизме поколения, которое подняло Японию из руин.

Все семеро повешеных японских военных преступников похоронены в храме Ясукуни. И вот каждый год в начале мая какой-нибудь крупный (но не главный) чиновник из правительства обязательно отправляется в храм Ясукуни помолиться, публично поклониться праху людей, которые были большие партриоты, отдали жизнь за Японию, конечно немножко ошибались в средствах, но хотели, как лучше... Это случалось каждый год моего пребывания, а дальше все шло, как по нотам: буря в прессе, ноты яростного протеста из Китая и Кореи, газеты по 2-3 дня рассусоливающие официальную линию, и заодно пишущие о том, что возможен и другой, альтернативный взгляд на историю Японии во Второй Мировой, несмотря на все зверства, на самом деле хотели, как лучше и т.д. Чиновник своим поступком совершал политическое самоубийство, тут же уходил в отставку, извинившись, и сказав, что он конечно же хотел, как лучше. А вся эта кампания в прессе порождала сомнения: а может правда, бедная Япония пострадала за свое желание освободить Азию, хотела, как лучше, а ее разбомбили, оккупировали и демилитаризовали зазря. Таким образом, удавалось и не поссориться со всем миром окончательно, чиновника же убирали, даже извинялись, но и не дать уйти в прошлое теневой реваншистской линии, чтобы она по-прежнему смущала умы. Да и вообще, ведь гораздо приятнее быть жертвой, а не убийцей, это хорошо нацию сплачивает. Как говорил мой японский босс в Рикене (не Комамине-сенсей): "Поглядите внимательно в глаза японцев, и вы увидите там грусть народа, который никто из иностранцев не понимает, и незаслужено не любит".

Курилы тоже давно уже превратились в предлог для раздувания реваншизма. Если бы Японии эти острова были бы всерьез нужны, самое простое было бы обещать 16 тысячам русских жителей моментальное гражданство и пособие на жизнеустройство, я думаю, Япония от этого не обеднела бы. Тогда скорее всего случился бы настоящий референдум, и острова стали бы японскими еще при Ельцине. Вместо этого Япония заявила, что русские им не нужны, а острова им должны отдать не по частям, а все сразу, и не потому, что Россия так и быть согласна проявить добрую волю, чтобы задружиться с Японией, а потому, что Россия исторически обязана отдать Японии эти несправедливо захваченые острова без всяких условий. Т.е. японцы старательно добивались, и разумеется, добились, чтобы их послали подальше, теперь у них есть резон и дальше жаловаться, что их никто не любит, не понимает, и все обижают. А я считаю, что острова отдавать не надо, зачем портить японцам игру. Хотя игра эта в основном лишь часть грязной политики, которой нормальные, средние, обычные и милые моему сердцу японцы не занимались и не занимаются.

А не любят японцев в Азии очень сильно. Корея была оккупирована долго, и корейцы японцев ненавидят люто до сих пор. Как пример, японцы построили в Сеуле роскошное здание парламента, точную копию "капитолия" в Токио. Корейцы им пользовались долгое время после оккупации, а в 1998 решили его взорвать, и тем уничтожить этот невольный памятник Японии. И взорвали, устроив из этого народный праздник и шоу: видимо, очень нетривиальное саперное искусство потребовалось, здание от взрыва не разлетелось на куски, а как бы "стекло", как жидкость, на землю, медленно и величественно, в окружение миллионных толп народа. Эту съемку крутили по японскому телевидению дня три, без особых комментариев, кроме "А мы хотели, как лучше, а они...". A мы на самом деле всем добра желали и желаем… Поэтому, кстати, в отличие от Германии, которая постоянно извиняется перед евреями, Япония так ни разу и не извинилась за зверства перед Китаем, а если в чем-то извинялась, то половинчато. Например, во время Второй Мировой множество женщин с оккупированый территорий отправляли в армейские бордели обслуживать японских солдат. Те, кто выжили, долго добивались и добились компенсации, денег им подбросили. Но при этом японская сторона объяснила, что (а) японских девушек тоже заставляли служить в борделях, и (б) работа в борделях была дело добровольное. Китай и Корея писали ноты протеста, но реваншизм в Японии, как вода, всегда найдет щель, чтобы просочиться. Конечно, нормальных японцев это все не радует. И получается, что Комамине-сенсей лет 40 своей жизни одной из главных целей видел налаживание отношений с корейцами, хоть каких-то, хоть в науке, хоть односторонних, хоть просто грантов им подбросить, скооперироваться, хоть как-то что-то сделать. И кстати, государственной политике это тоже вполне соответствовало. Ибо несмотря на реваншизм, Япония изо всех сил старается улучшить свой образ в глазах соседей, в основном экономическими средствами, чтобы им было выгодно с японцами дружить, довольно много денег выделяется в виде грантов на развитие хозяйства, науки, помощь, обучение японскому языку.

Предыдущие посты:
глава 1 http://mary-spiri.livejournal.com/65732.html
Фотографии http://mary-spiri.livejournal.com/65970.html
глава 2 http://mary-spiri.livejournal.com/66110.html
глава 3.1 http://mary-spiri.livejournal.com/66321.html
глава 3.2 http://mary-spiri.livejournal.com/66718.html
глава 4 http://mary-spiri.livejournal.com/66930.html
глава 5 http://mary-spiri.livejournal.com/67296.html
глава 6 http://mary-spiri.livejournal.com/67484.html
глава 7.1 http://mary-spiri.livejournal.com/67797.html
глава 7.2 http://mary-spiri.livejournal.com/67957.html
глава 8 http://mary-spiri.livejournal.com/68143.html
глава 9 http://mary-spiri.livejournal.com/68410.html
глава 10 http://mary-spiri.livejournal.com/68729.html
глава 11 http://mary-spiri.livejournal.com/68901.html
глава 12 http://mary-spiri.livejournal.com/69120.html
глава 13 http://mary-spiri.livejournal.com/69630.html
глава 14 http://mary-spiri.livejournal.com/69831.html

Date: 2017-02-01 01:32 am (UTC)
From: [identity profile] rider3099.livejournal.com
Интересно... Я как-то не вникала раньше в суть японского вопроса и отношений с соседями (Корея, Китай)

Date: 2017-02-01 01:39 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com
Об этом много пишут в газетах, Китай и Корея изо всез сил долбят японцев на предмет получения извинений и просто, чтобы знали свое место. Американские базы японцам нужны не из любви к Америке, а защищать от соседей.

Date: 2017-02-01 05:15 am (UTC)
From: [identity profile] marinta.livejournal.com
Спасибо, интересно
я знаню про Японию по Овчинникову и Анчарову
впечатление от тех произведений и Вашего - совпадает

Date: 2017-02-01 06:08 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com
Еще был некий Виктор Цветов, я его вместе с Овчинниковым читала перед приездом. Потом уже в Японии мне много рассказывали, что он был советский функционер, который даже японского как следует не знал, и что книжку писали за него другие, но она было вполне интересна.

Date: 2017-02-01 07:07 am (UTC)
From: [identity profile] saint-dragon.livejournal.com
А здесь суши сравнимы с японскими или намного хуже?

Date: 2017-02-01 03:37 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com
Здесь есть неплохие места, где суши сравнимы со средними японскими. Бывают сезоны очень вкусного лосося, когда на нашем побережьи конкретный тип суши прчти дотягивает до японского стандарта. Но вот по-настоящему хорошие японские суши определяются свежепойманностью рыбы, минимумом промежуточных этапов от океана к столу, и глубокими познаничми повара, который отрезает единственно правильный кусок. Таких суши тут нет, и боюсь, быть не может, так как слишком нетехнологично и дорого. Мне за вменяемую цену не встречалось. Отдельно еще стоит любовь американцев к майонезу, авокадо, острому соусу, салатику внутри риса. То, что получается, бывает вкусно, но это, на мой вкус, не суши. В Японии такое есть, но мало. Канонически все-таки должен быть пласт сырой рыбы на пласте специального риса, и все. Суши с икрой в Штатах тоже неправильное, икра всегда пересолена. В общем,тоска тоска, прсле поездки 2011 года мы около года в Штатах суши не ели. Потом опять привыкли.

Date: 2017-02-01 07:07 am (UTC)
From: [identity profile] vembr.livejournal.com

Очень интересно, все-таки не дураки там наверху сидят))

Date: 2017-02-01 03:16 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com
Не знаю, может и дураки, все-таки времена меняются, может проще было бы, как Германии, радикально пересмотреть идеологию?

Date: 2017-02-01 08:46 am (UTC)
From: [identity profile] caperucita-foka.livejournal.com
А я люблю Ясукуни, часто там бываю, невероятно харизматичный храм! И музей довольно интересный, рядом с храмом. Пару раз водила туда американских туристов ))
Кстати, когда в 2015м была 70-я годовщина окончания войны, в Японии весь год было очень много разговоров о той войне, все масс-медиа были одержимы этой темой. Во многом похоже на российские реалии, к годовщине. И фильмов художественных наснимали, и дорамы - всё связано с войной. Японцы всё знают и помнят, но говорить об этом и правда не любят.
Корейцы японцев ненавидят, есть такое. А вот тайваньцы - отнюдь. Хотя Тайвань был японской колонией немного дольше, чем Корея. И когда я была на Тайване, я пыталась в непринуждённых беседах выяснить отношение к Японии и японцам. Большинство ответило - сожалеем, что японцы ушли от нас так рано, порядка было бы больше :))) Корейцы в такой ситуации не стеснялись говорить о неприязни.

Date: 2017-02-01 03:24 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com
Да, в Штатах у нас был друг тайванец, он даже говорил по-японски, общался так с Ниной, там в хороших школах принято японский учить.
Пока я жила в Японии, тоже о войне вспоминали нередко, хотя особого разгула драм в телевизоре не было. Ты права, как в России, всегда на заднем плане какие-то отсылки к войне. Больше всего меня однако поражало ежегодное майское шествие очередного чиновника на заклание в Ясукуни, мне там тоже очень нравится, но ведь не потому туда чиновник шел официально поклониться праху.

Date: 2017-02-02 02:49 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com
А тему ядерных бомбардировок в Японии преподносят как "мы жертвы" или "правильно американцы сделали, потому что при наземной операции было бы еще хуже"? Я замечал, как в начале августа регулярно начинают эту тему обсуждать, что на русском, что на английском. И для американцев очень важно убедить себя, что они все сделали правильно. (В отличие от интернирования американских граждан японского происхождения, где сошлись на том, что это было зря, погорячились, приносим извинения и больше не будем).

Date: 2017-02-02 04:03 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com
На моей памяти тема правильности ядерных бомбардировок не обсуждалась совсем. С одной стороны, японских школьников возят на экскурсии в Хиросиму. Очень много историй о людских страданиях, свидетельства очевидцев, журавлики облученной девочки. Боль и жертвы, которые нельзя забыть, как нападение фашистской Германии на Советский Союз. С другой стороны без Америки Япония выжить не может, ее схарчат соседи за грехи ее. Так что государство японское насаждает доброе отношение к Америке, а любая государственная политика в Японии очень эффективна. Так что целесообразность не обсуждается, табу. А американцы ведут себя забавно, младший Буш, как-то приехав в Японию, поднял тост за 150 лет безоблачной дружбы. Японцы, скривившись, выпили, насколько я понимаю. Но Буша наверно не полюбили за дурь.
Edited Date: 2017-02-02 04:05 am (UTC)

Date: 2017-02-11 11:30 am (UTC)
From: [identity profile] photootchet.livejournal.com
Я бы заметил, что школьников действительно толпами водят посмотреть на Купол Гэмбаку, но то, что это сделали США как-то вскользь упоминают

Date: 2017-02-13 06:52 am (UTC)
From: [identity profile] kozochka.livejournal.com
О, про корейцев и китайцев вообще сложно.. Постоянно кто-то говорит, что это все ложь и что эти корейские проститутки тогда еще не родились и много подставных, и что вообще эту тему выдумала газета Асахи и уже призналась, а корейцы просто падки на всякий бред и быстро стали находить бабушек, готовый поведать о борделях...
И что в Нанкине в то время столько людей не жило вообще, сколько пишут в жертвах и т.п. и т.п. прямо неясно, чему верить.
И эти все темы так странно мусолятся, я ничего не понимаю.

Date: 2017-02-13 02:22 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com
Чем дальше в лес, тем толще партизаны... Японский реваншизм не спит, и с годами только укрепляется. Все плохое было, а что касается масштаба, то разница в подсчете жертв не меняет факта резни. Темы мусолятся, чтобы внедрить сомнение в умы. В Германии этого сильно меньше, там государственная политика недопущения реваншизма, а в Японии наоборот, политика внедрения сомнений.

Date: 2017-02-13 10:35 am (UTC)
From: [identity profile] i-navi.livejournal.com
О-о-о-о. Сколько пластов сразу Вы задели. Ну и комменты очень содержательные. Знаете, я хотел Вас спросить, и правильно сделал , что дождался ответа в посте. Именно о скрытом реваншизме японцев. Ли Куан Ю в своей книге "Сингапур. Из третьего мира в первый" Чуть чуть коснулся времени оккупации Японией, как самом страшном в своей жизни. Он почти не рассказывает подробностей, но, уже зная, что натворили немцы, говорит, что японцы творили на порядок страшнее. И если немцы вытравили на корню , в сознании, если не в "под" этот реваншизм, то в Японии он загнан под ковер. Немцы ухитрились даже с евреями наладить отношения. У меня друзья, очень остро чувствующие малейшие проявления антисемитизма, из всех европейских стран больше всего любят ездить в Германию . Да и мы три раза ездили. Но Ю , так мне казалось, не очень объективен, и это понятно. Но вот Вы мне подтвердили, что это не так. О Японии он пишет мало, с почтением, но каким-то холодным страхом в каждой строчке. Спасибо Вам огромное за этот текст. Пока глотаю, но потом буду, смаковать, как Вы - суши. %-))))
Edited Date: 2017-02-13 10:36 am (UTC)

Date: 2017-02-13 02:58 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com
Этот скрытый реваншизм очень огорчает многих моих японских друзей, Комамине-сенсей его ненавидел. Японцы в силу истории склонны к полному оболваниванию ради идеи национального величия, и нормальные хорошие японцы понимают, что с этим надо что-то делать. Надо пытаться перевоспитаться. Но государственная политика поощряет тихий реваншизм. А нынешнее молодое поколение очень сытое и избалованное, с одной стороны, им на все плевать, кроме своих дел, а с другой реваншизм это комфортно, хорошо быть ни в чем не виноватой жертвой обстоятельств. Но Китай с Кореей им не дадут расслабиться.
У немцев все иначе. У меня близкая подруна по Японии немка Барбара, мы с ней много общаемся, ездим друг к другу. Как-то я ей пересказала Виктора Суворова, типа есть вот такая точка зрения на Гитлера и Сталина. Она мне заявила: "Оставьте нам наше чудовище, ненависть к Гитлеру и ощущение неискупимой вины Германии необходимы, чтобы стать и быть нормальной страной".

Date: 2017-02-13 09:16 pm (UTC)
From: [identity profile] i-navi.livejournal.com
Чет всплыло. "тётя Соня с Молдаванки мудро сказала "Виновный муж - самый нужный в хозяйстве инструмент!"
Так и Германия у Израиля.

Date: 2021-03-14 10:31 pm (UTC)
From: [identity profile] oren-bella.livejournal.com
Спасибо за рассказ, очень было удивительно узнать про скрытый реваншизм. Второе, что удивило — что ЮВ Азия не простила японцев. Ибо несколько раз в записках русскоязычных путешественников и резидентов Кореи и Вьетнама проскакивала тема якобы массового обожания Японии и мечты уехать туда, молодёжи, в основном. Ну, это как в позднем СССР и лет пятнадцать позже было, хм, преклонение и восхищение США (немного упрощаю, простите).
Читаю ваши записки второй день, не оторваться!

Date: 2021-03-15 12:01 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Спасибо! Мне тоже этот реваншизм был очень удивителен, я его совсем не замечала в друзьях и знакомых японцах. Но мы об этом и не разговаривали, как-то не было поводов. А ненависть к японцам я наблюдала у китайцев, живущих в Японии.

Profile

mary_spiri: (Default)
mary_spiri

January 2026

S M T W T F S
    123
4 5678910
111213 14151617
18192021 222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 23rd, 2026 07:40 pm
Powered by Dreamwidth Studios