mary_spiri: (Default)
[personal profile] mary_spiri
В последние годы появился новый класс лекарств для таргетной генной терапии. Она применима только для пациентов, у которых некая определенная мутация, причем всего одна, вызывает серьезную болезнь, например, серповидно-клеточную анемию. Замена мутированного участка генома на здоровый создает нормально функционирующие клетки, которые сильно облегчают симптомы, а то и вообще их снимают. В силу того, что нормальные клетки с исправленным геномом принадлежат самому пациенту, отторжения не происходит, и они могут жить в организме долгие годы (в зависимости от типа клеток). Поэтому в оптимальном случае лечение надо проводить всего один раз в младенчестве, сразу после того, как мутация выявлена. Учитывая, что сейчас можно прочесть геном еще не рожденного плода, такое лечение можно начинать очень рано, пока не развились симптомы.

Технологическая разработка таких лекарств довольно стандартна: в качестве носителя берется давно разработанный аденовирусный вектор (их имеется целая коллекция). Дальше возможны варианты: можно вставить последовательности ДНК для редактирования генома (обычно основанные на системе Криспер), либо просто копию здорового гена, с которой будет синтезироваться нормальный белок. Отдельные этапы отрабатываются на культурах человеческих клеток и лабораторных животных. Но эти предварительные этапы достаточно просты и дешевы, их можно, например, провести в обычной небогатой университетской лаборатории. Самое сложное, это понять какая именно схема будет работать для данной болезни, а сделать это можно только путем клинических испытаний на реальных пациентах. И вот этот этап ни одна обычная лаборатория сама по себе не потянет.

Проблем сразу масса: любое лекарство, которое попадает в пациентов, должно производиться на сертифицированной для этого фабрике, которая естественно берет много денег за такой сервис, ибо получить и поддерживать сертификацию требует много усилий. Дальше необходимо получить разрешение на клинические испытания от ФДА, что требует немалой бюрократии, которую могут преодолеть только специалисты этого дела (вроде моей дочки), и они не водятся в обычных лабораториях (слишком дорогостоящи). А главное - надо рекрутировать пациентов, а это могут сделать только лечащие врачи, которых надо убедить в том, что лечение перспективно.

Поэтому технически, генная терапия может быть разработана от любой болезни, основанной на мутации в одном конкретном гене. Практически же, Биг Фарма ее разрабатывает только для достаточно массовых болезней, когда выгода ясна заранее. Остальные же, редкие болезни (иногда называемые орфанными), остаются неохваченными. До тех пор, пока такой ребенок не родится в семье ученого, который, пережив трагедию, кидается делать лекарство любой ценой. А дальше - как повезет (хотя обычно тому самому ребенку уже помочь не удается, поздно). Давеча вышла грустная статья с рассказом об очевидном успехе, вот ссылка:
https://www.propublica.org/article/zolgensma-sma-novartis-drug-prices-gene-therapy-avexis

Речь идет о спинальной мышечной атрофии (СМА), которую чаще всего вызывают мутации в гене SMN1 (Survival Motor Neuron). Отсутствие соответствующего белка в развивающемся спинном мозге новорожденных приводит к смерти моторных нейронов и необратимой и быстрой потере двигательных функций (обычно в течение первого года жизни). О симптомах я писать не буду, слишком тяжело, если кто хочет подробностей, гугл в помощь. Сразу скажу, что разработанное лечение Zolgensma крайне успешно: после однократного применения (чем раньше - тем лучше), дети растут практически нормально. Принцип тоже несложен: в силу того, что моторные нейроны живут долго и в норме не размножаются, достаточно просто доставить здоровый SMN1 ген в ядра клеток, и пойдет нормализация функций, редактировать мутацию не нужно (что резко уменьшает шансы нехороших побочек, вроде рака).

Болезнь довольно редкая, на все США в год рождается 300 детей со СМА. Ей занимался некий ученый Браян Каспар из детского госпиталя в Коламбусе Охайо, в основном он жил на федеральные гранты. А вот деньги на прохождение первых этапов клинических испытаний ему собрали родители больных детей. Один из которых, Винсент Гэйнор, простой строитель из Нью Йорка, в 2009-м году узнав диагноз новорожденной дочери, бросил все дела, и к 2014-му году собрал через благотворительность около 2 миллионов. Причем он понимал, что его дочери уже не поможешь, поздно, но это его не остановило, подключились другие родители. И в 2014-м первый пациент получил лекарство и практически выздоровел. Все это время Гэйнор активно общался с разработчиком Каспаром, они дружили семьями и вместе радовались успехам.

Но недолго музыка играла: после первого успеха в 2014-м году, Каспара срочно закорешили инвесторы, он создал биотех-стартап AveXis, деньги полились потоком. А управлять этими деньгами поставили своих людей, никакого отношения и изначальной разработке не имевших (такие профессиональные присматривающие есть всегда, в нашей конторе - это президент нашей компании из семьи потомственных банкиров, человек очеь свойский, но не сильно компетентный). И тут же Каспар перестал общаться с Гэйнором. И отказался от идеи все-таки попробовать лечение для дочери Гэйнора, чтобы сохранить ей хоть какую-то минмальную моторику. А к 2016-му стало совсем поздно... Гэйнор попытался судиться, не получилось. Ибо акции AveXis вышли на биржу, денег стало еще больше, а потом их купил Биг Фарма Новартис за 8.7 миллиарда долларов. По непроверенным сведения, Каспар, как разработчик, получил 400 миллионов, вышел на пенсию и переехал жить в солнечную Калифорнию. Сотни миллионов получили и ранние инвесторы. А те самые родители, которые все силы вложили в сбор благотворительности для первых этапов, не получили вообще ничего.

А Новартис задумался о цене нового лекарства. Оно оказалось супер-эффективным, и за счет этого, клинические испытания до Новартиса проводились по упрощенной схеме и стоили всего около 12 миллионов долларов. Однако Новартис заплатил миллиарды за покупку... Вот где особенно проявляется креативность Биг Фармы, так это в раздувании цен. Они подсчитали, что без нового лекарства Zolgensma уход за больным ребенком будет стоить 4 миллиона. И установили цену в половину этой цифры: 2 миллиона. Попытки регуляторных органов снизить цену уперлись в экспертов, которые объяснили, что в случае редких катастрофических болезней только очень высокие цены могут обеспечить инвестиции в разработку лечения. Хотя конкретно это лечение было в начале разработано без инвестиций... И в результате получилось одно из самых дорогих лекарств.

Конечно, платит мед страховка, а не сами родители. При отсутствии мед страховки платим мы, американские налогоплательщики. Проблема в том, что страховые компании любят сначала отказать в лечении, а соглашаются только после длительного процесса убеждения. У новорожденных со СМА речь идет о необратимой и быстрой утрате функций, когда лишняя неделя может означать невозможность ходить во всей оставшейся жизни... В госпитале, где работает моя дочка, выбрали другую стратегию: они не ждут разрешения от страховых компаний, проводят все медицинские процедуры вовремя. А родителям говорят: "вы ничего никому не платите, не реагируете ни на какие письма, мы все разрулим у себя, ваше дело не паниковать, получив счет на миллион". Для родителей держат специального психолога, который их поддерживает. И у госпиталя есть группа из 5 человек, которые выбивают деньги из страховых компаний с 99% успехом. Но занимает процесс до года, и группа это стоит госпиталю около 2 миллионов в год (высоко оплачиваемые специалисты). Когда на улице Нью Йорка в упор из пистолета застрелили президента страховой компании, в дочкином госпитале народ тихо радовался. По-человечески жалко, но если теперь перестанут автоматом отказывать в 2/3 случаев... Чуда не случилось, просто теперь наняли охрану для всех этих президентов.

Гэйноры в конце концов поимели хоть какой-то хэппи энд: в результате тестирования, двое следующих детей у них родились здоровыми. А когда один из их племянников родился с СМА, то он вовремя получил новое лекарство и выздоровел, растет и бегает.

А Новартис сейчас ведет переговоры про цены на Zolgensma для прочих стран...

Date: 2026-01-05 10:47 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Медицина (https://www.livejournal.com/category/medicina/?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Date: 2026-01-05 11:18 pm (UTC)

Date: 2026-01-06 12:33 am (UTC)
From: [identity profile] ny-quant.livejournal.com

Grammar Natsi не смог промолчать. Что не так со словом «целевой»?

Date: 2026-01-06 12:37 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com
Все нормально, кроме того, что я в русских медицинских статьях встречала слово 'таргетный'. Так что пусть будет.

Date: 2026-01-06 12:47 am (UTC)
From: [identity profile] ny-quant.livejournal.com

Ну, русские наверное хотят показать свой интеллект и знание языков. Но вам мы верим и так.

То же касается и сирот.

Date: 2026-01-06 12:52 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com
Болезни эти всегда назывались орфанными, я это слышала ещё до того, как узнала что сирота это орфан. Чуть не 40 лет назад то есть. Когда была в процессе забывания английского (я его интенсивно учила с 6 до 12 лет, потом лет 15 забывала, потом лет 5 вспоминала).

Date: 2026-01-06 03:16 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Что не так со словом «целевой»?"

Я бы перевела "целенаправленной генной терапии". Смысла писать "таргетной" я тоже не вижу, а если какая-то молодежь так пишет, то они мне не указ :)

Date: 2026-01-06 04:23 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com
В общем, кроссинговер тоже можно перевести как перекрест хромосом. Вопрос: а надо ли?

Date: 2026-01-06 10:16 am (UTC)
From: [identity profile] vaf.livejournal.com
Языковое «низкопоклонством перед Западом» сейчас в РФ на пике. На маркетплейсах теперь селлеры, не продавцы!
Одни лонгриды пишут, статью с очерком не найти. И т.п.

Date: 2026-01-06 02:26 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com
Ну давайте я вам начну объяснять, что в данном случае точное русское значение английского слова таргет будет не цель, а мишень? Поэтому целевая терапия не отражает, а терапия по мишеням звучит по-дурацки? Я живу с двумя языками практически всю жизнь, пишу так, как мне представляется наиболее аккуратно по значению.

Date: 2026-01-06 03:04 pm (UTC)
From: [identity profile] vaf.livejournal.com
Моя реплика никоим образом не в ваш адрес.
Я просто хотел заметить, что у российских граммарнаци проблемы гораздо большего масштаба.

Date: 2026-01-06 03:49 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com
Совершенно согласна. Довольно много неочевидных случаев, которые не лезут в простые правила.

Date: 2026-01-07 03:22 am (UTC)
From: [identity profile] alekstmax.livejournal.com

Возможно, я не настаиваю, здесь бы неплохо подошло слово "прицельный", не "целевой" или "целенаправленный".

Date: 2026-01-07 05:40 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com
Да, прицельная терапия наверно подойдёт. Просто потому, что target в этом случае совсем не цель (goal), а мишень, конкретная мишень данной терапии. Однако традиция заимствования научных терминов из иностранных языков очень сильна. И медики по-русски называют это словом таргетная. Лично видела в статье. Ибо прилагательное от слова мишень не сделаешь.

Date: 2026-01-08 04:09 am (UTC)
From: [identity profile] alekstmax.livejournal.com

Да, я знаю, что по-русски она таргетная.


Однако традиция заимствования научных терминов из иностранных языков очень сильна.


Что и неудивительно, учитывая направление заимствования научных результатов.

Date: 2026-01-08 06:10 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com
Ну да, направление сложилось уже давно.

Date: 2026-01-06 01:01 am (UTC)
From: [identity profile] narzano4ka.livejournal.com

СМА ужасна , у приятелей один из детей с таким диагнозом, уже довольно взрослый, но смотреть больно

Date: 2026-01-06 01:18 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com
Сейчас есть лечение, но увы, оно помогает только до года, чем раньше, тем лучше.

Date: 2026-01-06 06:01 am (UTC)
From: [identity profile] narzano4ka.livejournal.com
Кажется, они участвовали в каких-то испытаниях, но когда это лет в 15, то сами понимаете. Там мальчику лет 20, тогда вариантов не было 🙃

Date: 2026-01-06 02:09 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com
Да, это уже поздно. К огромному сожалению.

Date: 2026-01-06 01:48 am (UTC)
From: [identity profile] forcomment2.livejournal.com

Не ругайтесь, но мой вывод из прочитанного: десятилетия тестов и испытаний как-бы-чего-не-вышло, этика, создание проблем и бюрократии вокруг опытов над животными и вивисекции, страховые как явление в медицине — зло.


ЗЫ: в рф врачишки по команде сверху эту волшебную Золгенсму любят, сговорившись, не рекомендовать.

Date: 2026-01-06 02:12 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com
Система при этом работает, создавая настоящие чудеса. За большие деньги, но иначе чудес просто не будет.

Date: 2026-01-06 02:26 am (UTC)
From: [identity profile] forcomment2.livejournal.com

Именно чудеса. Современная наука это нечто. Эх...



Маленьким шрифтом: ученые, поторопитесь уже с лекарствами от старения и цирроза. Один оппозиционный эмигрант-алкоголик очень их ждет и сильно на вас рассчитывает.

Date: 2026-01-06 02:50 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com
Лекарства от старения и цирроза это миф. Оба процесса необратимы. Старение можно немножко замедлить. Цирроз можно лечить, пока он ещё не цирроз, а фиброз. Такие чудеса имеются.

Date: 2026-01-06 03:19 am (UTC)
From: [identity profile] forcomment2.livejournal.com

Трансгуманисты с вами бы не согласились. Хорошо, тогда прививку от перехода фибброза в цирроз, безопасную, беспохмельную или хотя бы малопохмельную (надо бы застолбить термин) водку.

Date: 2026-01-06 04:27 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com
Давайте не будем сваливаться в маразм? Фиброз связан с воспалением ткани (например, печени) и приводит к накоплению шрамовой ткани. Цирроз это конец процесса, когда кроме шрамовой ткани ничего не остаётся. К сожалению, я работала с фиброзной и циррозной печенью от пациентов с пересадкой печени, и стебаться на этот счёт не собираюсь, тошнит. И к теме поста отношения не имеет.

Date: 2026-01-06 04:29 am (UTC)
From: [identity profile] forcomment2.livejournal.com

Мне можно в маразм, алкогольную энцефалопатию обвиним в том мы (С).

Date: 2026-01-06 10:21 am (UTC)
From: [identity profile] taiwan4ik.livejournal.com

Русский, не пей! Даже если ты жидковат, с кем не бывает.

Date: 2026-01-06 07:09 pm (UTC)
From: [identity profile] roomd.livejournal.com
Biocad в России имеет аналог, на данный момент на этапе клиники.

Date: 2026-01-06 06:59 am (UTC)
From: [identity profile] gsm-sms.livejournal.com
Нормальных в этой истории нет получается. Увы

Date: 2026-01-06 02:10 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com
Ну почему, а родители больных детей, которые собрали деньги на исследования? Куда уж нормальнее.

Date: 2026-01-06 07:08 am (UTC)
From: [identity profile] juniperberryo-o.livejournal.com
Интересно!
Жалко, что окончательное излечение миатрофического склероза даже с гениерапией по последним данным невозможно во многих случаях - остаются последствия даже у леченных младенцами и обычно все равно прогрессируют симптомы. Но да, по сравнению с нелеченными - это небо и земля.
Edited Date: 2026-01-06 07:10 am (UTC)

Date: 2026-01-06 02:14 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com
В отсутствие лечения ребенок теряет возможность коммуникации, не может использовать все эти методы невербального общения. Теряет возможность самостоятельно дышать... А так да, генная терапия где-то не доходит, где-то опаздывает, где-то эффект слабый. Вроде бы высокие дозы помогают, но начинают очень хреново влиять на печень.

Date: 2026-01-06 02:21 pm (UTC)
From: [identity profile] juniperberryo-o.livejournal.com
Ну это да, так-то вообще дети с SMA обычно умирают довольно быстро

Date: 2026-01-06 02:23 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com
И это тоже. Там есть ещё альтернативная генная терапия, гораздо менее эффективная.

Date: 2026-01-06 02:29 pm (UTC)
From: [identity profile] juniperberryo-o.livejournal.com
Я знаю, я нейромышечными заболеваниями занималась… Хотя сама таких детей не лечила, чисто смотрела, как другие лечат.
Прост обычно нам фармфирмы втирают, что гентерапия SMA чуть ли не на сто процентов эффективна. А как спросишь, мол, а почему же вот по статистическим данным ситуация иная выходит, начинают юлить 🤷

Date: 2026-01-06 04:05 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com
Работа у них такая... Здесь стараются ограничивать контакты докторов с обычными sales managers. В нашей конторе наняты специальные доктора (на пенсии), которые говорят с докторами, причем настрого запрещено обещать, только факты и статьи.

Тоже не всегда помогает. Начинается обратная история: наши доктора собирают пожелания клиентов, абсолютно нереальные, и приносят нам, учёным.
Edited Date: 2026-01-06 04:10 pm (UTC)

Date: 2026-01-06 05:18 pm (UTC)
From: [identity profile] juniperberryo-o.livejournal.com
У нас фармфирмы общаются с нами обычно только с разрешения нашего начальства. Ну и конечно с ними можно и так пообщаться на конгрессах или там некоторых спонсированных обучающих курсах. Но вот, показывают только достижения, а об ограничениях порой умалчивают 🤷

Date: 2026-01-06 07:29 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com
В Штатах докторов строго контролируют, чтобы они сами по себе не общались с Биг Фарма, я как-то наблюдала, насколько это всё напоминает детский сад. Но работает. Если нельзя даже чашку кофе поиметь на халяву, получается скучно, но довольно надёжно в основной массе. Правда, как всегда, истинная коррупция лазейку найдет в небольшом числе случаев, и запрет на чашку кофе ее не заткнет.

Date: 2026-01-06 09:02 pm (UTC)
From: [identity profile] juniperberryo-o.livejournal.com
Ну у нас тоже нельзя. На конференциях в Европе они не имеют права ничего дарить, ни ручки, ни блокноты, ещё лет пятнадцать назад можно было…

Date: 2026-01-06 11:28 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com
Я и говорю, детский сад!

Date: 2026-01-06 09:04 am (UTC)
From: [identity profile] iskra-di.livejournal.com

я не знаю изначально, чем руководствовались изначально в госпитале вашей дочки, когда решили так прогибать систему, это же определенная и смелость и дерзость. но на выходе получается благо. у кого-то там добрая душа и крепкие яйца. дай бог всем таким людям здоровья.

Date: 2026-01-06 02:20 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com
Это система госпиталей Seattle Children's. Дочкин госпиталь — это специальный центр генной и клеточной терапии, он изначально создавался для новых технологий, не укладывающихся в рамки системы. Вот они и не укладываются.

Date: 2026-01-06 11:29 am (UTC)
From: [identity profile] ulrith.livejournal.com
А потом мы удивляемся откуда берутся коммунисты... (

Date: 2026-01-07 09:07 pm (UTC)
From: [identity profile] bolshe-leta.livejournal.com

Спасибо за пост, очень интересно. Даже забыла жевать)


История Гэйнора — готовый сюжет для фильма, куда только сценаристы смотрят. Подобное, мне кажется, только и стоит снимать: не просто личная драма, а борьба, преодоление... в конечном итоге — развитие науки и, чёрт возьми, цивилизации же:)

Date: 2026-01-07 11:00 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com
Да, совершенно согласна, это готовый сценарий. Проблема только одна: любая съёмка настоящего больного ребенка в Штатах крайне проблематична. А имитация вряд ли подойдёт, уж больно болезнь тяжёлая. Там ведь одна из драм — это процесс ухудшения состояния, когда в конце ребенок уже не может даже мигать. И это смотреть невозможно в принципе. В дочкином госпитале есть отдельный вход для персонала, чтобы они могли не смотреть на массу пациентов. До них дойдут единицы, госпиталь большой. И легче увидеть в день 10 больных детей, а не сто.

А пациентов у главного входа встречают веселые актеры, фокусники с клоунами. Это добровольцы, они часто меняются, недолго выдерживают. Но всегда кто-то есть.

Profile

mary_spiri: (Default)
mary_spiri

January 2026

S M T W T F S
    123
4 5678910
111213 14151617
18192021 222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 23rd, 2026 06:27 am
Powered by Dreamwidth Studios