mary_spiri: (Default)
[personal profile] mary_spiri
Чувствую, что после всего рассказанного негатива, надо восстановить баланс некоторым количеством позитива. Работу за время карьеры я меняла много раз: три раза за 8 лет в Японии, это была сплошняком академия, и семь раз за 26 лет в Штатах, три университета и четыре биотех-компании. Обычно смена работы означала резкую смену тематики и специализации, и это мне всегда нравилось, ибо как известно, специалист подобен флюсу, а учиться новому - интересно.

Карьера моя всегда шла по одному и тому же кругу: начинаешь с "младшего" научного сотрудника (или постдока), а потом (через тернии) пробиваешься к среднему, старшему, главному. А потом снова переход-переезд, и сказочка про белого бычка начинается сначала. Один такой цикл был в Японии, а потом целых три круга в Штатах. Впрочем, каждый новый круг начинается с существенно лучшей зарплаты, чем предыдущий. Сейчас я приблизилась к потолку на нынешней работе, думаю, что на пенсию уйду с главного. К счастью, меня обычно достаточно ценили, чтобы не трогать при стандартных увольнениях (когда убирают процент от всех работающих). А в те три раза, когда закрывали весь институт, мне повезло свалить до закрытия на своих условиях, и это была удача, иногда совершенно незаслуженная. Так что опыт у меня есть, и очень разный, включая положительный.

Самый распрекрасный опыт у меня из Японии, и меня дико смешат заявления некоторых коллег, что японцам не хватает креативности и свободы для занятий наукой. Мне это напоминает пропагандистские американские газеты до Перл Харбора, которые утверждали, что японцы не могут быть хорошими летчиками, им не хватает моторики и быстроты реакций. А Перл Харбор и Вторая Мировая показали, что всего-то японцам хватает, так и с наукой. Япония все эти долгие годы наращивала вложения в академическую науку чуть не на 15% в год. У нашей лабы в последнем месте работы в 1997-м году был бюджет в 2 миллиона долларов на 15 человек, и это только на приборы и материалы. Так что мы каждый год покупали новые игрушки и деньги не считали.

Конечно, мне в Японии дико повезло: еще в первом университете (Тохоку) я сразу попала в очень хорошую лабораторию к знаменитому профессору, который оказался чудесным человеком. Ну и потом проблем в Японии не было: меня передавали на новое место как хорошего работника, чистый непотизм клана Комамине (это была фамилия нашего профессора). И наука была первоклассная, передовые методы, безумно интересно, и очень умный народ, сейчас они составляют цвет японской академической науки. Атмосфера подогревалась традиционными еженедельными японскими пьянками: сначала два ресторана по два часа, потом на пару часов бар с караоке, а в 2 часа ночи - перекус в семейном ресторанчике у бабушки-старушки, которую все считали членом семьи. В силу наличия дома дочки, я обычно до конца не добиралась (в нашей общаге жили друзья, которые присматривали за ребенком, но не до 2-х ночи), отваливала в середине караоке (все равно не умею петь). Потом в Токио все было гораздо скучнее, пьянки были прямо в институте, и всего часа по 3-4, но зато можно было подросшую дочку таскать с собой, ей очень нравилось.

Masha-Nina-11.jpg

Masha-Barbara-1.jpg

Атмосфера большой, теплой и заботливой семьи, люди, которые тебя уважают за науку и любят за просто так, дружба навек, или на просто потрендеть за жизнь: годы эти были прекрасны. Но увы, карьерное продвижение с каждым годом делалось сложнее до невозможности, и то, что я не японка, стало главным фактором жизни, пора было отваливать. Мой старый профессор по этому поводу чуть не плакал, но даже он, читавщий лекции о биологии императорской семье, ничего не мог сделать, сам выходил на пенсию.

Опыт в Штатах начался с работы на однокурсника по МГУ. Я об этом уже писала, повторяться не буду, я от него бежала через 3 месяца, роняя тапки. В первую попавшуюся лабу, где был нужен постдок, конкретно - на три этажа выше в том же здании одного из мед университетов Нью Джерси. И там я попала к сравнительно молодому боссу, который оказался самым умным из всех виденных мной в жизни биологов. Полет научного воображения, скорость соображения, интуиция и умение видеть путь у него были просто потрясающими. Сейчас он очень хорошо загорает (создатель новой теории регуляции биосинтеза белка), а тогда только начинал, денег в лабе было мало, и многое приходилось делать с нуля. Например, целый год я вручную секвенировала мутантные клоны методом Сенгера (утром заливаешь гели, вечером проявляешь пленку), используя радиоизотопы. Но я умела пахать по-японски, так что получилось хорошо, и Джон с удовольствием со мной обсуждал науку, сидя над проявленными пленками. Были у него и недостатки: он платил мало и себе, и своим работникам. Но в тот момент мне было не до денег, надо было получать иммиграционный статус.

А вот переезд в Сиэтл и переход в местный крупный университет привел меня снова к плохому боссу, после Японии статистика у меня совсем не в пользу Америки. Собственно, в тот момент в 2001-м найти работу постдока было очень легко: в пятницу я разослала четыре аппликации, а к понедельнику получила 4 оффера. Впрочем один из них пришел прямо в пятницу, и был от профессора, про которого мой босс Джон отозвался так: "наука у него в лабе сильная, а вот сам Майкл - мужик тяжелый". Меня заинтересовала первая часть, и как обычно, за собственную глупость я заплатила по полной. Впрочем, делать хорошую науку удалось, тогдашние статьи уже имеют больше тысячи ссылок. И двигал меня Майкл быстро, уже через год я стала рисерч профессором. Однако были у него фазы, когда он абсолютно слетал с катушки и начинал ругаться со всеми подряд. Один день все прекрасно, Майкл хвалит твою работу и требует написать по ней статью в Нейчур, на следующий день же говорит, что это все фигня а ты - дура набитая. Хорошо, что я человек, закаленный буллингом в российской школе, цену себе я знаю, поэтому я просто отвечала: сам дурак (в более парламентских выражениях типа: "к счастью, большинство моих былых боссов были по-умнее тебя"). Ему ругаться нравилось, и каждый раз после очередного скандала он мне повышал зарплату (она выросла за 5 лет в 2.5 раза). Беда была в том, что это очень не нравилось мне самой, и получив грин карту, я уже через месяц сбежала в индустрию. Хотя наука и была очень хороша и интересна. Про Майкла у меня есть пост вот тут https://mary-spiri.livejournal.com/55699.html, осторожнее, там истории дикие и с безудержным развратом.

При всех разных качествах моих академических боссов, у нас никогда не было мошенничества и подтасовок, все по-честному. Один раз Майкл попытался на меня надавить, чтобы я признала некий артефакт за действительность. Я взорвалась, а он сказал, что по крайней мере не надо рассказывать другим. Я естественно тут же публично громким голосом всем принялась рассказывать. Отмалчиваться я умела на научном коммунизме, но всегда считала, что если тебе платят приличную зарплату за науку, то конформизм тут неуместен. Майкл на меня снова наехал, я его снова послала и втихую стала искать себе новую лабу. Но тут вышла статья коллег, обнаруживших и описавших тот же артефакт. И вся история сама собой рассосалась. Так что я смогла досидеть до грин карты, и опубликовать еще пару статей. Впрочем, последнюю статью я отдала Майклу, когда уходила на новую работу. Статья была целиком мной сделана и написана. Через пол года она была Майклом опубликована без моего имени. Забавно, но про себя я подумала, что так мне даже легче - я никому теперь ничего не должна за хорошее отношение.

В академии я потом проработала еще 10 лет, в Портленде (Орегон), где для меня просто не было другой работы. Предыдущая глава как раз об этом, как и несколько глав в книжке "Записки бродячего ученого" (выложены в журнале). Но и там тоже, никакого мошенничества вокруг себя я не наблюдала. Наука бывала разная, иногда крайне нетривиальная и интересная. И всегда честная. Но и работала я обычно в университетах второй руки.

И мне всегда было крайне противно наблюдать за бесконечными скандалами с отзывами статей из-за подтасовок. В биотехе меня иногда спрашивали: а что, ты этого вокруг себя не видела? Там, где я оказывалась, наблюдала откровенную глупость. Например, эксперименты, поставленные по схеме Василия Ивановича: чтобы доказать, что таракан слышит ногами, надо оторвать ему ноги, постучать по столу, раз не бежит, значит слышит ногами. Но откровенных подтасовок лично не видела. А самый мой умный босс Джон, например, проверял досконально "сырые" данные, включая мои рентгеновские пленки, чтобы убедиться, что все кошерно.

А в последние годы, что печально, волна мошенничества достигла и Японии, вот мой пост на эту тему, https://mary-spiri.livejournal.com/33878.html, а тут и оригинальная статья https://www.svoboda.org/a/26520264.html. Но я все же надеюсь, что это отдельные перегибы.
Предисловие https://mary-spiri.livejournal.com/192408.html
Глава 1. https://mary-spiri.livejournal.com/192589.html
Глава 2. https://mary-spiri.livejournal.com/192858.html
Глава 3. https://mary-spiri.livejournal.com/193150.html
Глава 4. https://mary-spiri.livejournal.com/193410.html
Глава 5. https://mary-spiri.livejournal.com/193963.html
Глава 6. https://mary-spiri.livejournal.com/194289.html
Глава 7. https://mary-spiri.livejournal.com/194435.html
Глава 8. https://mary-spiri.livejournal.com/195063.html
Глава 9. https://mary-spiri.livejournal.com/203022.html
Глава 10. https://mary-spiri.livejournal.com/203413.html
Глава 11. https://mary-spiri.livejournal.com/203633.html
Глава 12. https://mary-spiri.livejournal.com/206797.html
Глава 13. https://mary-spiri.livejournal.com/207374.html

Date: 2025-02-06 02:14 am (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Лытдыбр (https://www.livejournal.com/category/lytdybr?utm_source=frank_comment), Наука (https://www.livejournal.com/category/nauka?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2025-02-06 02:18 am (UTC)

Date: 2025-02-06 02:56 am (UTC)
From: [identity profile] artroof.livejournal.com
"А в те три раза, когда закрывали весь институт, мне повезло свалить до закрытия на своих условиях, и это была удача,..." - Вы скромничаете: это говорит об аналитическом складе ума...:)))

Date: 2025-02-06 03:02 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Спасибо! В одном случае это было совершенно дикое везение. Но оно меня привело в БиоБио, где пришлось столкнуться с настоящим мошенничеством, описанном в первых главах книжки. А два других раза это был планомерный поиск и готовность брать то, что дают, а не ловить журавля в небе.

Date: 2025-02-06 04:58 am (UTC)
From: [identity profile] slava2171.livejournal.com
Завидую. Белой завистью...

Date: 2025-02-06 05:40 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Да ладно, нечему тут завидовать. Все это происходило спонтанно, и я плыла по течению, иногда слегка подгребая.

Date: 2025-02-06 05:44 am (UTC)
From: [identity profile] slava2171.livejournal.com
Вспоминаю с ностальгией свою ругань с начальством....
Начальство было вдвое старше, а я на порядок наглее.
В результате решили казалось неразрешимую проблему за сутки.
Целые сутки весь отдел смотрел на нас как на идиотов....
А потом пара месяцев непрерывной работы, и сдача проекта....

Date: 2025-02-06 06:03 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Это все очень здорово, но можно то же самое делать без ругани. У меня сейчас отличная шефиня, очень продуктивно получается.

Date: 2025-02-06 06:52 am (UTC)
From: [identity profile] slava2171.livejournal.com

Ну, представьте.....
появилась новая и более точная методика секвентирования....
А Вам предлагают работать по самой первой и трудозатратной.... Ибо старо-давно-проверено.... и долго...

Date: 2025-02-06 03:25 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Так именно это и было у Джона. Более того, на 5 этажей ниже в подвале был сервис. Можно было утром сдать образцы, а на следующий день получить ответ. Но это для Джона было слишком дорого.

Мне надо было сделать коллекцию мутантов по всем 121 позициям рибосомальной РНК 5S. Коллекция получилась на 1100 клонов, каждый с одной мутацией. И каждый надо было отсеквенировать для отбора мутаций.

К счастью, примерно на вторую неделю работы до меня дошло, что раз мы знаем позицию мутации в секвенируемых клонах, то в одной дорожке можно гнать несколько, если у них мутации в разных локусах. Так что я секвенировала зараз по 4 клона, и вместо 6 образцов на геле выходило по 24. Так что задача упростилась и удешевилась. А вечерами мы с Джоном сидели над рентгеновскими плёнками и уточняли мутации.

Edited Date: 2025-02-06 03:26 pm (UTC)

Date: 2025-02-06 03:46 pm (UTC)
From: [identity profile] slava2171.livejournal.com

я понял из Вашего всего несколько слов...
но главное, что Вы меня поняли....
В нашем случае ситуация была такова, что руководитель (грамотный) не понимал, насколько за год-два изменилась техника, в том числе за счет появления доступных цифровых технологий....
Вот после сурок ругани до него начало доходить. что новый подход резко облегчает и ускоряет работу...

Date: 2025-02-06 04:10 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Конечно, ругань иногда помогает при аврале. И бывает очень конструктивна.

Date: 2025-02-06 04:41 pm (UTC)
From: [identity profile] slava2171.livejournal.com

и дает коллективу встряску...
Коллективные пьянки тоже нужны....
И поездки в колхоз....

Date: 2025-02-06 06:27 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Вместо колхоза мы в Японии ездили собирать виноград, но не для общества, а для себя. Очень было приятно.

Date: 2025-02-06 07:06 pm (UTC)
From: [identity profile] slava2171.livejournal.com

все равно колхоз....

Date: 2025-02-06 08:22 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Ну да, общинность и эта, как ее, соборность.

Date: 2025-02-07 06:34 am (UTC)
From: [identity profile] slava2171.livejournal.com

Японцы!?


Милые люди (говорю об монтажниках-наладчиках)


В начале 80х монтировали у нас автоматическую линию....


Чудили они не хуже русских... и вместе с русскими...


Даже клей БФ пробовали... В фонтане купались....


Много чего....

Date: 2025-02-07 02:27 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Японцы бывают мейнстрим и маргиналы. Если маргиналы, то они чудят больше русских.

Date: 2025-02-07 02:32 pm (UTC)
From: [identity profile] slava2171.livejournal.com

Не... В сортах не разбираюсь....
Общался только с технарями уровня рабочий-мастер- инженер и с технарями в торгпредстве....

Date: 2025-02-07 06:50 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

А я только с учёными.

Date: 2025-02-07 07:15 pm (UTC)
From: [identity profile] slava2171.livejournal.com

Вас, гурманов, мне понять сложно....
Помню. в детстве попросили меня проводить московского профессора к месту рыбалки в лесу и посторожить его там....
Как начался клев, так он выдал такие заряды мата....
Так и закончилось у меня трепетное отношение к людям науки....

Date: 2025-02-08 02:53 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

В моей многоученой семье сплошных профессоров и докторов я мата не слышала никогда. Не принято было.

Date: 2025-02-08 01:17 pm (UTC)
From: [identity profile] slava2171.livejournal.com
Мой научный руководитель, доктор и профессор употреблял.... Мат и водку...

Date: 2025-02-06 06:12 am (UTC)
From: [identity profile] oduvan4iki.livejournal.com
эх, мир, в который я не попала, в силу разных обстоятельств. но почитать, как оно там, очень интересно. и это ведь еще самая интересная часть пропущена- про саму работу. как там оно все получалось-не получалось, как думали....

Date: 2025-02-06 03:31 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Да, мне иногда кажется, что этот поиск это главное счастье жизни. Но имеет и тяжёлые обратные стороны. А именно перекошенный баланс, недостаток времени на нормальную жизнь, невозможность перестать думать и "отпустить" тему. В пределе расстройство сна, обсессия, и прочие радости. Ну заодно вместо однонаправленного карьерного вектора иногда получается хождение по кругу как у меня. Ну и с годами все эти страсти к счастью сильно ослабевают. И надо вовремя перестроиться и поддерживать балансы.

Date: 2025-02-06 02:13 pm (UTC)
From: [identity profile] vadperez.livejournal.com

в Японии, быстрота подвозки реактивов и оборудования для меня имела вполне конкретную обратную сторону — думать было некогда, надо было трясти. Основной пул работ, в той лабе где я был, составляют такие "догонялки" — вышла некая сторонняя работа, подставить что-то свое и веред с песней.

Date: 2025-02-06 03:12 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Мы там в догонялки не играли, один только раз пришлось раздалбывать работу из MIT, сделанную по типу эксперимента Василия Ивановича с тараканами. Они вышибли ген для выявления его функции, и решили, что раз меняется некий метаболизм, то ген в нем участвует. А это был ген, кодирующий регуляторный элемент протеасомы. Что мы и показали в ответ. А метаболизм менялся потому, что ключевой белок поедался протеасомой со сломанным регулятором. Как говорил мой коллега: мы им показали Перл Харбор. Меня правда от таких заявлений передёргивало. Не люблю войну.

Date: 2025-02-06 03:24 pm (UTC)
From: [identity profile] vadperez.livejournal.com

в нашем случае злую шутку сыграло (и продолжает играть) то обстоятельство, что лаборатория занимается разработкой методов и инструментов. Область жутко интересная, но она мало совместима с требуемой производительностью. Свою роль наверняка играет и средний "возрастной состав" — мало постдоков и профессора работающие над персональными проектами, и на мой взгляд не составляющие команд.

Date: 2025-02-06 04:11 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

А понятно. Я тоже сейчас занимаюсь разработкой методов.

Date: 2025-02-07 10:25 am (UTC)
From: [identity profile] gansgut1.livejournal.com

Я когда читал, что вытворяли морские летчики Японии во время подготовки, у меня волосы на разных местах шевелились.

Date: 2025-02-07 02:29 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

В войну это были не люди, а звери. И вся Азия их за это люто ненавидит. И ненависть никуда с годами не девается. Но летать они умели.

Date: 2025-02-07 05:11 pm (UTC)
From: [identity profile] cain-18.livejournal.com

В СССР мн ого делалось "из говна и палок". Однако были области, для которых материалов особенно не требовалось. В науке это были математика и теоретическая физика. Поэтому математика и теоретическая физика, а также шахматы привлекали много талантливых людей, и СССР занимал в этих областях очень высокое место. По математике СССР был #2 (по крайней мере так считалось).


Конечно, были проблемы: время для занятий наукой (в ВУЗах нагрузка преподавателей была существенно выше, чем на Западе), наличие литературы, поездки на международные конференции, но все это было не столь существенно, как наличие оборудования. Если говорить о моей области (математика), то было еще очень мощное движение математических соревнований. Сейчас в России можно наблюдать остатки былого величия.


Date: 2025-02-07 06:49 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Спасибо, я так себе все примерно и представляла. Я закончила 57-ю математическую, и у нас было много талантливых математиков (не я). Моя близкая подруга, тоже Маша, была блестящим математиком, работала в океанологии (моделирование), и очень много сотрудничала с Россией (жила в Штатах, а потом в Англии). К сожалению, рано умерла.

Date: 2025-02-07 07:41 pm (UTC)
From: [identity profile] cain-18.livejournal.com

У меня есть несколько знакомых-выпускников 57й, а дочь моих друзей потом была завучем (?), вытаскивала после скандала.


Там еще учил Николай Константинов, очень много сделавший для организаций математических соревнований.


К сожалению, очень многое хорошее в России погибло.


Edited Date: 2025-02-07 07:48 pm (UTC)

Date: 2025-02-08 02:52 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Да, в мое время Константинов очень активно участвовал в жизни школы, ездил с нами на слеты, его даже один раз отловили старшеклассники и выставили на слете в связанном виде в качестве статуи вождя-отца солнца нации. Он ругался и требовал свободы.

Но ежедневную математику у нас вели аспиранты мехмата. Большинство сейчас в Штатах, или в Израиле.

Date: 2025-02-07 11:44 pm (UTC)
From: [identity profile] andreev.livejournal.com
> А в последние годы, что печально, волна мошенничества достигла и Японии, вот мой пост на эту тему

Только это ж было больше десяти лет назад? Если более свежего ничего не всплыло, я за японцев рад. Хотя истории жесть, конечно.

Upd. А, ну и да, напомнило формат мемов "а вообще-то, <событие> было NN лет назад — шокированный собеседник"
Edited Date: 2025-02-07 11:47 pm (UTC)

Date: 2025-02-08 03:10 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Я с тех пор следить перестала, и большинство друзей из Японии уехало. Японцы одна из немногих наций, которые умудряются извлекать уроки из истории. Несмотря на приверженность традициям. И мошенничество в Японии не приводит к быстрому процветанию. Ибо там всё идёт медленно и постепенно.

Profile

mary_spiri: (Default)
mary_spiri

January 2026

S M T W T F S
    123
4 5678910
111213 14151617
18192021 222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 23rd, 2026 10:00 pm
Powered by Dreamwidth Studios