mary_spiri: (Default)
[personal profile] mary_spiri
Книжка "Торговцы и мошенники от науки" сформировалась из серии постов “Мастера продаж”. Родилась серия в 2017-18, когда меня занесло работать в большую и знаменитую биотех компанию БиоБио (имя изменено, но несильно).

В детстве я обожала читать американского писателя О’Генри, в частности - про благородного мошенника Джеффа Питерса и его кореша, "талантливого уличного жулика" Энди Такера, который "всегда довольствовался всего тремястами процентов чистой прибыли", а так же "почерпнул из книг богатейший опыт, и мог часами говорить на любую тему". А сам Джефф Питерс "принципиально никогда не брал у своего ближнего ни одного доллара, не дав ему чего-нибудь взамен". Собственно, большая часть моих детских познаний по поводу США происходили из книг О’Генри, позже добавились Фолкнер и Сэлинджер. Когда я впервые приехала в США (Беркли в Калифорнии) в 1991-м году, мои детские представления оказались очень далеки от действительности, в обычной жизни мне прототипы О’Генри не встречались. Зато потом оказалось, что они водятся в науке, недаром Питерс с Такером в одном из рассказов основали университет. И встречи эти мне отнюдь не доставили такой чистой радости, как чтение О’Генри, скорее наоборот - несколько раз загоняли в глубокую депрессию (которая по жизни мне совсем не свойственна).

Кроме личных встреч с мошенниками (разной степени неблагородства), я еще и довольно много историй слышала от коллег, а так же от мужа, который тоже ученый, только химик, а не биолог, как я. Плюс конечно чтение околонаучных статей на эту тему. И дело Тераноса и Элизабет Холмс, которое как бы прямо сошло со страниц О’Генри, и впрямую стоило жизни нескольким людям. И все это и подвигло меня на написание серии постов.

A эпиграфом будет служить нежно любимый мной Окуджава, который четко сформулировал основные принципы, с помощью которых мошенники процветают: “- На жадину не нужен нож, ему покажешь медный грош… На хвастуна не нужен нож, ему немножко подпоешь… На дурака не нужен нож, ему с три короба наврешь, и делай с ним что хошь...”

Дальше будут байки из жизни с конкретными историями, после короткого рассказа о себе. Длинно я уже рассказывала в книжке "Записки бродячего ученого", она выложена в журнале: https://mary-spiri.livejournal.com/136479.html

Немножко о себе: Это старые фото из 1984-го года, единственного, когда я не занималась наукой (сидя дома с ребенком 10 месяцев).





Биологом я себя ощущала с 11 лет, никакого другого рода деятельности не представляла, кроме может химии (но они совместимы). С тех же пор я читала все, что мне попадало под руку из биологической литературы. Потом со мной случилась математическая школа, знаменитая 57-я, где я еще раз убедилась, что я биолог, ибо в математики не гожусь. А потом биофак МГУ, а за ним - Институт физиологии растения Академии наук. Там я делала диплом, там потом 6 лет занималась культурой растительных клеток. Оттуда меня послали в 1990-м в Японию. А вот возвращаться из Японии стало некуда. В результате 8 лет в Японии, причем с дочкой, ей было около 7 лет в момент отъезда. А к ее 15-ти годам стало ясно, что пора из Японии уезжать.

С подросшей дочкой в Японии (1999)





Уехали мы через Россию в Штаты в 1999-м году. С тех пор живем в США, сначала полтора года в Нью Джерси, потом 6 лет в Сиэтле, 10 - рядом с Портлендом (в Ванкувере на границе Орегона), и с 2017-го - снова в Сиэтле, надеюсь, что это насовсем, скоро пора на пенсию. Начинала я как биолог по растениям, потом перековалась: генетика дрожжей, биосинтез белка, потом 5 лет вирусологии, 10 лет микробиологии, биотех-индустрия с разработкой молекулярных анализов. Сейчас меня занесло в иммунологию, но опять-таки со стороны разработки анализов и диагностики.

По началу я в основном работала в академической науке: университетах и национальных лабораториях, в биотехе я провела всего 2 года (2005-2007), правда мне ужасно понравилось. И постепенно академическая наука стала меня доставать, в основном - проблемами с поисками финансирования. Собственно, писать я люблю, в том числе и гранты, но чем дальше, тем сложнее стало их получать, вплоть до полной невозможности. И это очень сильно испортило атмосферу в академической науке, которая и так-то была не сильно хороша. В общем, "люди как люди, только квартирный вопрос их испортил".

Поэтому уход в биотех в 2017-м году - это было счастье, но в БиоБио все оказалось сложно. С одной стороны - совершенно чудесные люди, а с другой - наш проект с научной точки зрения оказался полной туфтой, построенной на откровенном мошенничестве. И вот, пребывая в экзистенциальном ужасе от увиденного, я и принялась это все описывать.

Насчет публикации у меня были сомнения. Главное - это нежелание лить воду на мельницу россиян, которые утверждают по обратному карго-культу, что раз в России все сделано из дерьма и палок, то и на Западе должно быть то же самое. Нет, это неправда, на Западе существует огромный и мощный пласт нормальной науки, и есть очень весомые достижения. И сейчас я работаю в хорошем биотехе, где все честно и никакого мошенничества не было и нет. Так что даже в моем личном опыте хорошая наука сильно перевешивает нехорошую. Но тем более, на мой взгляд, важно рассказывать о проблемах и мошенничестве. Тем более, что количество всего этого скорее растет, чем уменьшается, и сейчас многие бьют тревогу и пытаются что-то с этим делать. Поэтому серия сильно разрослась. Начало - мой личный опыт, а потом - скорее результат чтения, разговоров и слухов. Ибо когда варишься в среде и понимаешь, о чем речь, легче разбираться, что правда, а что нет. Ну а если некие россияне это воспримут как подтверждение обратного карго-культа, что ж, пусть, переубедить их ничто не сможет.

Date: 2024-06-28 10:43 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Криминал (https://www.livejournal.com/category/kriminal?utm_source=frank_comment), Наука (https://www.livejournal.com/category/nauka?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2024-06-28 11:10 pm (UTC)

Date: 2024-06-29 01:21 am (UTC)
From: [identity profile] juniperberryo-o.livejournal.com
А почему в Японии не хотелось остаться после стольких лет жизни там?

Date: 2024-06-29 01:27 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Я вот тут об этом писала https://mary-spiri.livejournal.com/72888.html

В Японии быстро упираешься в потолок, и понимаешь, что на постоянной основе тебя не хотят. И тут главное не затягивать.

Edited Date: 2024-06-29 01:27 am (UTC)

Date: 2024-06-29 02:17 am (UTC)
From: [identity profile] andresol.livejournal.com

Я ваши посты о мошенниках читал, но ещё раз с удовольствием почитаю в систематическом изложении. Только я сам пошёл бы по пути О. Генри и в дополнение к сборнику баек написал бы художественное произведение.

Date: 2024-06-29 02:55 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Да, тут все почти будет вторично, пока я написала только один новый кусок. Зато все систематизирую и украшу перекрёстным ссылками.

У меня проблема с писанием художественных произведений - не умею. Могу компилировать байки из действительности, сокращать, слегка перевирая. Но вот совсем уйти от действительности не могу. У меня и папа так же писал (и так же байки рассказывал). Может на пенсию выйду и поучусь.

Date: 2024-06-29 02:19 am (UTC)
From: [identity profile] darksidequarter.livejournal.com
Наш О’Генри дома был зачитан до ветхости. :)

Date: 2024-06-29 02:56 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

У нас тоже, причем у папы было три книжки, два сборника рассказов, и ещё "Короли и капуста".

Date: 2024-06-29 02:26 am (UTC)
From: [identity profile] m-croc.livejournal.com

В биотехе тоже полно говнокомпаний. Просто у вас, на Западном побережье, гораздо меньше государства, а у нас, на восточном, оно лезет во все щели. И попутно собирает тут и "независимых" жуликов в препаративных количествах.

Edited Date: 2024-06-29 02:26 am (UTC)

Date: 2024-06-29 02:58 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Да, разумеется. Всякие "no f@*king clue company". В Сиэтльском биотехе государства крайне мало. Зато тут есть полоумные технари с деньгами. Жулики на них тоже находятся в избытке.

Date: 2024-06-29 03:45 am (UTC)
From: [identity profile] bioplant.livejournal.com
Судя по заголовку, вышла биография Панчина?

Date: 2024-06-29 03:46 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Если судить не по заголовку, а по тексту, то нет. Никакого отношения.

Date: 2024-06-29 05:40 am (UTC)
From: [identity profile] filosof-a.livejournal.com
Удивило.
Судя по тексту по ментальности вы из СССР. На первых фото — милая советская женщина с естественной улыбкой.
Но что делает с человеком "воздух свободы". Но следующих фото уже типичная американка с дежурной улыбкой.
В биологи это кажется называется фенотип.
Совсем не понял:
"Насчет публикации у меня были сомнения. Главное - это нежелание лить воду на мельницу россиян, которые утверждают по обратному карго-культу, что раз в России все сделано из дерьма и палок, то и на Западе должно быть то же самое".
Наоборот, всегда здесь всегда было благоговение перед уровнем Запада, где технически все супер-юпер, а мошенничества нет в принципе.
За книгу, спасибо. Почитаю.


Date: 2024-06-29 05:52 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Оба цветных фото из Японии, до нашего отъезда в Америку. Так что американкой меня на них называть не стоит. Я тогда ещё до Америки не доехала.

Может правда уже в душе стала американкой, заранее так сказать, до переезда? Или сказался дедушка, который лет примерно 30 своей жизни имел американское гражданство? Но дедушка у меня был всегда, когда я была на первых фото "милой советской женщиной". Кстати, весьма антисоветски настроенной.

При позднем совке, кстати, ходило много шуток про приоритеты России, даже анекдот был про "родину слонов". И вообще много было гордости за страну, а вовсе не благоговения. Но тогда ещё было, чем гордиться.

(no subject)

From: [identity profile] user-11094.livejournal.com - Date: 2024-06-29 07:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2024-06-29 01:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] filosof-a.livejournal.com - Date: 2024-06-29 09:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2024-06-29 01:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gansgut1.livejournal.com - Date: 2024-07-05 01:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2024-07-05 02:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gansgut1.livejournal.com - Date: 2024-07-05 03:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2024-07-05 03:17 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-07-12 06:20 pm (UTC)
From: [identity profile] nusratalikhan.livejournal.com
Почему доброжелательную улыбку в отличие от советско-российской агрессивно-депрессивной мины принято называть "дежурной"? Загадка русской души.

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2024-07-12 07:22 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-06-29 05:51 am (UTC)
From: [identity profile] yyyyyy33.livejournal.com

Мне через Линкедин написала какая-то фирма из США с просьбой об интервью (один час, 200 долларов) о том, как все устроено биотехфирме (я кое-где работала малость). Я так и не поняла, что это было. Шпионаж, что-ли?



Как-то фирмочку, где я работала, закрыли навсегда, перепродав технологию какой-то известной американской фирме (уже и название забыла), что-то вроде Merk. Мне интересно, они до сих пор эти киты выпускают или нет. :)

Date: 2024-06-29 05:58 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Просьбы эти про интервью получают все. И я не знаю никого, кто бы на них клюнул. Это явное мошенничество. Плюс оплата по 200 долларов в час это слишком много, не может быть нормальной практикой.

Никто не может сказать судьбу кита после перепродажи. Иногда покупают, чтобы убрать с рынка.

(no subject)

From: [identity profile] yyyyyy33.livejournal.com - Date: 2024-06-29 06:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2024-06-29 06:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yyyyyy33.livejournal.com - Date: 2024-06-29 06:17 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2024-06-29 01:08 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-06-29 06:55 am (UTC)
From: [identity profile] iv-an-ru.livejournal.com

> Мне через Линкедин написала какая-то фирма из США с просьбой об интервью (один час, 200 долларов) о том, как все устроено биотехфирме (я кое-где работала малость). Я так и не поняла, что это было. Шпионаж, что-ли?

Сначала интервью за несуразные деньги, или, например, перевод какого-то нудного текста, но тоже вполне прилично оплачиваемый, или ещё что-то, не оставляющее улик и не дающее необходимости встречаться. В случае перевода за первый крупный кусок даже денежка аккуратно придёт.

Потом вам вместо оговорённых 200 долларов на карту свалятся 2000. И сразу следом звонок, в котором менеджер извинится, что произошла ошибка, он спутал две карты, и не могли бы вы скинуть переплаченные 1800 разницы тому, кому пришли 200 баксов вместо 2000? Вы, как честный человек, перекидываете.

Потом к вам приходит полиция -— вы соучастник хищения и отмывания 2000 баксов с чьего-то взломанного счёта.

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2024-06-29 01:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yyyyyy33.livejournal.com - Date: 2024-06-30 05:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2024-06-30 03:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yyyyyy33.livejournal.com - Date: 2024-07-01 06:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2024-07-01 01:34 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-06-29 07:27 am (UTC)
From: [identity profile] panov-vp.livejournal.com
О.Генри

Date: 2024-06-29 01:11 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Вы правы, просто с апострофом проще писать.

Date: 2024-06-29 07:33 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_nouvelle_/
Извините, не могли бы вы пояснить про книгу. Это у вас будет издание или серия постов? Или уже есть? Спасибо

Date: 2024-06-29 01:13 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

У меня была серия постов, которые я хочу собрать в книгу. Отредактировать, сократить, снабдить ссылками. Выложить в журнале и считать законченной. Публикацией я заниматься не стану, журнала достаточно.

Date: 2024-06-29 01:48 pm (UTC)
From: [identity profile] filosof-a.livejournal.com
Вы проходите по этим критериям.)

Если не отделять себя от своей страны, то тогда можно гордиться и не только личными достижениями.

Date: 2024-06-29 02:12 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Да, хорошие зубы это одна из целей.

Мне чужда мысль не отделять себя от своей страны. Никакого отношения к подвигам моих российских предков я не имею. Не говоря уж о том, что понятие "своя" по жизни может меняться. Нынешняя Россия мне никак не своя. Равно как и Япония. Своя сейчас Америка.

Я наверно могу гордиться, что разрабатываю молекулярные анализы, которые помогают пациентам с раком крови. Но это скорее накладывает обязанность хорошо работать. Гордость тут не при чем.

(no subject)

From: [identity profile] filosof-a.livejournal.com - Date: 2024-06-29 05:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2024-06-29 09:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] filosof-a.livejournal.com - Date: 2024-06-30 09:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2024-06-30 03:21 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-06-30 06:26 pm (UTC)
From: [identity profile] tan-y.livejournal.com
Очень интересно!

Date: 2024-06-30 11:08 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Спасибо!

Date: 2024-07-01 08:42 am (UTC)
From: [identity profile] filosof-a.livejournal.com
Спасибо за общение.

Date: 2024-07-02 06:31 pm (UTC)
From: [identity profile] hansrudel.livejournal.com

Россия (власть) норовит всякого зарубежного россиянина рассматривать, как личный метастаз. И очень огорчается, когда ожидаемой малигнизации не происходит.

Edited Date: 2024-07-02 06:32 pm (UTC)

Date: 2024-07-02 08:38 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Мы в такие игры давно не играем.

Date: 2024-07-29 04:31 pm (UTC)
From: [identity profile] dimorlus5.livejournal.com

С околонаучным мошенничеством я столкнулся еще студентом в харьковском политехе в первой половине восьмидесятых (84 наверное год). Я там еще на первом курсе записался в "кружок" на кафедре физики, ну по сути, в лаборанты. Там мне дали диссертацию (правда, к их чести, ее не защищали) и сделанный на основе "открытия" прибор, который гордо выставляли на кафедре, в качестве достижения. Вкратце, там суть была в том, что магнитная проницаемость ферромагнетиков меняется под воздействием механического напряжения, подобно тому, как она меняется в магнитном поле (та же самая петля гистерезиса), то есть не очень линейно и есть разница между "туда" и "обратно". Тем не менее, иногда на основе этого эффекта делают датчики вроде весов, и т. п. Это давно известно. Суть диссертации, и демонстрационного прибора была в том, что если подмагнитить этот датчик, то зависимость становится линейной и гистерезис пропадает, это и с намагничением происходит, вот только наклон кривой падает почти до нуля, очевидно и для механического напряжения тоже. Мне поручили изготовить такой датчик, довольно большой, для чего-то тяжелого и грубого. Я ходил с ним и мотал на него шпулькой провод на лекциях по истории партии. Ну а потом без подмагничивания оно как-то работало, с подмагничиванием — никак, в общем-то ожидаемо. Стоит ли говорить, что в демонстрационном приборе никакого подмагничивания не было, а вся эта диссертация (под руководством завкафедрой известного тем, что он валил на вступительных экзаменах евреев) была просто туфтой?

Edited Date: 2024-07-29 04:32 pm (UTC)

Date: 2024-07-29 06:05 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Да, хорошая история! Оно конечно бывало везде и всегда. Но меня всегда удивляет, что на основе мошенничества пытаются сделать прибор, работу которого легко проверить. Вроде бы совсем просто: берешь и меряешь нечто известное. Но почему-то этот простой подход часто не дают использовать. Тьмы низких истин нам дороже...

Edited Date: 2024-07-29 06:05 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] dimorlus5.livejournal.com - Date: 2024-07-29 07:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2024-07-29 10:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dimorlus5.livejournal.com - Date: 2024-07-30 05:19 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2024-07-30 01:12 pm (UTC) - Expand

Profile

mary_spiri: (Default)
mary_spiri

January 2026

S M T W T F S
    123
4 5678910
111213 14151617
18192021 222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 23rd, 2026 04:33 pm
Powered by Dreamwidth Studios