mary_spiri: (Default)
[personal profile] mary_spiri
На пост этот меня подвигло не тщеславие, не гордость за отечество (где я, а где отечество?), а вопрос уважаемого мной начальства: "А почему из тебя получился ученый?" В позитивном ключе вроде как было спрошено, после очередного законченного проекта.

Вопрос обобщающий, и свою семейную историю я ей рассказала, про русских предков из мещан, венгерского рабочего и его немецкой жены-прачки, еврейских сапожников, а затем про целый букет ученых и инженеров в двух предыдущих передо мной поколениях, которые вышли из всего этого простого народа. Так что речь не о генетике, которая, как мы знаем, есть наука о наследственности, а о том, каким образом среда, в которой я выросла, сформировала из меня ученого. Задатки - это ведь только часть дела. Правда, скорее всего я стала бы ученым и в другой стране. Никакой другой род деятельности мне никогда подходящим не казался, сомнений тоже не было, лет с 12 мое будущее было мне ясно, по крайней мере, то, что я сама для себя хочу. Сомнения бывали на тему: биология или химия, но отчетливо - не физика или математика. А интерес к истории никак не выливался в желание ей заниматься.



И конечно колоссальную роль сыграла обстановка позднего совка и профессии нашей большой семьи. Когда с детства было очевидно, что нормальных занятий крайне немного: врачи, учителя, ученые и инженеры, это все, других нормальных дел для головы просто нет. Причем гуманитарные науки - это была в основном советская профанация, и в нашей семье - западло. Один из моих двоюрдных (а их у меня много) решил пойти в психологи. Для чего, в частности, принялся делать карьеру по комсомольской линии. Так его собственный отец, мой любимый дядя, профессор МГУ, принялся звать его "генсеком". Остальное многочисленное семейство занималось физикой (4 человека), химией (4), геологией (2), и биологией (3). Причем основным занятием была именно наука, а не делание карьеры. А от разговоров за праздничным столом кружилась голова - настолько было интересно и ново. Ну и в повседневной жизни - приходишь в гости к дяде-геологу, а он сидит за микроскопом, и может показать красивую картинку минералов в поляризованном свете. А потом откроет шкафы с коллекцией и скажет: ты тут поиграй, а мне поработать надо.

Мои занятия околонаучной деятельностью начались с дедушки по отчиму, с которым я познакомилась в 7 лет, и мы сразу очень подружились. Он был электриком, а на досуге любил делать всевозможные приборы, например, для метеорологических наблюдений. Научил меня заниматься фотографией (включая печать), воспитывать собак и ежей (по отдельности), собирать грибы, кататься на велосипеде, в общем какому-то колоссальному количеству разных вещей. И тому, что мир вокруг ужасно интересен. До того я была книжным червем, читала запоем и без конца. А тут он меня вытащил в деятельную жизнь. И в 11 лет подарил мне старинный бронзовый микроскоп, и долго возился, показывая, что и как смотреть. К сожалению, дед Коля скоропостижно умер всего через 5 лет после нашего знакомства, и это было трагедией моего детства. Но процесс пошел. И в какой-то момент в 6-м классе я попала на районную олимпиаду по биологии, оттуда на городскую, где внезапно заняла второе место. После чего меня пригласили в кружок во Дворце Пионеров, где я наконец попала в общество себе подобных. Какое же это было счастье! Я ведь была всерьез уверена, что ненормальна. Вот что было и впрямь хорошо - так это кружки. Впрочем, похожие кружки/клубы я наблюдала у дочки в американской школе. И на научных олимпиадах их команда занимала призовые места.

А вот советская школа мне была скучна до крайности, и я крайне плохо вписывалась. И интересы у меня были не те, и очки на носу, и учеба давалась легко (то есть вообще без усилий, домашняя работа за 10 минут), и были дикие комплексы неполноценности по поводу внешности (которые удивляли родителей, я вообще-то выглядела более-менее нормально, не считая очков). Помогла и спасла меня 57 школа, я случайно оказалась в математическом классе, где все ребята были такие же. Именно 57-я школа, пожалуй, сыграла главную роль в моей жизни. И домашняя работа наконец стала занимать часы, а не минуты, и математика оказалась не по зубам, и надо было пахать всерьез, чтобы хоть что-то понять. Вот эта математика мне дико пригодилась в будущем. Не сама по себе, а самопознание на фоне сложного предмета: (1) я не понимаю, но если приложить усилие, то можно разобраться, вопрос в количестве усилий и отсутствии страха, (2) если разобраться, даже с трудом, то можно научиться пользоваться очень сложными для меня вещами. И вот это бесстрашие перед новым и трудным - это пожалуй главное качество, необходимое для науки. Кстати - и для эмиграции тоже. Когда оказываешься в городе, где тебе не понятен ни язык, ни письменность, ни устройство жизни, ни лица окружающих. И надо просто действовать и не паниковать.

Пахота в 9-м и 10-м классе 57-й была такая, что потом поступление на биофак МГУ и конкурс в 10 человек на место показались ерундой. Тем более, что биологию я знала, занимала первые места на всесоюзных олимпиадах (что тогда не давало льгот при поступлении). Сам биофак на первом курсе тоже был несложен. Математику и физику я уже знала выше преподаваемого уровня. Классической биологии было много, и я ее любила. так что было довольно ненапряжно, и я отдыхала. А на втором курсе началась серьезная химия. И вот за эту химию я тоже очень благодарна, она мне создала в голове базу для последующей биохимии и мол биологии. Ну а потом пошла серьезная биология, и преподаватели в основном было хороши, так что биофак много мне дал. Я бы может и сочла это уникальным советским опытом, если бы через 20 лет не посмотрела американские учебники по биологии. И не осознала, насколько много дают в хороших американских университетах, никак не меньше, а скорее больше, чем на биофаке МГУ.

А дал ли мне хоть что-нибудь уникальный советский опыт по изучению гражданской обороны, истории КПСС, научного коммунизма, военного дела и прочей фигни? Очевидно - тренировку краткосрочной памяти, - выучила, сдала, забыла. Я могла дня за три освоить и сдать на отлично почти любой учебник. Были и свои приемы: у меня хорошая механическая память, запоминаю, когда пишу. Поэтому я писала горы шпаргалок, которыми сама не пользовалась, я все и так помнила. А на мои шпаргалки стояла очередь желающих. И это все ужасно испортило мой почерк. Научилась я и компартментализации мозгов: научный коммунизм запихивался в специальный угол, и то, что оставалось после сдачи и забывания, из этого угла можно было по требованию достать, например, на ленинский зачет, а потом запихнуть обратно, никак при этом не запачкавшись этой туфтой. Поэтому сколько бы я не учила и не сдавала всяческую муть, это никак не меняло моих вполне диссидентских воззрений. Я научилась быть иммунна к пропаганде, делать вид, что я присутствую, слушать и не слышать. Научилась и конформизму высшей пробы: внутренняя свобода при полном внешнем согласии с генеральной линией. И это наверно плохо, в борцы за какую-либо идею я совсе не гожусь.

Надо сказать, что конформизм очень помогает в начале эмигрантской жизни, принимаешь внешние обстоятельства и правила, а внутри остаешься самой собой. Но зато сопутствующий пофигизм мешает делать карьеру, слишком дорожишь внутренней свободой, и реально не идешь ни на какие компромиссы с новой средой. Типа: "я вам тут изображу все, что требуется, а по сути меняться, подстраиваться и превращаться в нечно новое не стану". И остается старая система ценностей, где во главе угла все то же: возможность делать хорошую, интересную, честную науку, а деньги и карьера на втором месте. Иногда начальство это ценит, а чаще - не замечает, и сидишь ты в своем углу, свободная, но без движухи. Зато и упор начинаешь делать на профессиональные знания и развитие соображения. И очень много можно набрать в голову, если 35 лет проработать в лаборатории по самым разным тематикам. Меня тут как-то один из друзей спросил: "A что ты делаешь, если эксперимент не получается?" - "Oни у меня получаются…". Естественно с огрехами и ошибками, но обычно переделывать не приходится.

А вот московский научный институт, где я работала номинально 8 лет, а реально около 6 (остальное - числилась, работая в Японии), дал мне не сильно много. В основном - умение пахать без продыху, ибо я там была лаборантом, а дисер делала по соискательству, в свободное от работы время. После той школы молодого бойца ничто не страшно, ибо в неделю я мыла больше 100 2-х литровых колб, гору прочей стеклянной посуды, и пересаживала какое-то безумное количество клеточных культур. Собственно, потом в Японии, когда я взялась за дело, как в Москве, мой японский профессор ставил меня в пример трудолюбия студентам. Эта пахота очень мешала обычной жизни, отнимала время от общения с дочкой. Но вот это сочетание двух стран дало на всю жизнь привычку работать. В целом же советская биология очень сильно отставала от мировой, особенно в области молекулярной биологии, поэтому в Японии пришлось учиться заново. Так что с научной точки зрения надо было уезжать поскорее, не тянуть.

Почему же я в юности не уехала, например, по еврейской линии, и бабушка, и дедушка у меня были евреи? В ретроспекте думаю, что из-за патриотизма, своего и родительского. Они родину любили и собирались с ней оставаться. А я любила их, и своих друзей на родине. И только в голове периодически появлялись мысли: надо бы отвязать от родины собственную дочку. Чтобы ее ничто не привязывало и не держало, чтобы жила она там, где ей хорошо, и сама это хорошо определяла. И сейчас задним числом понимаю, что точно такая же мотивация была у моего папы, который старательно меня выпихивал в окружающий мир. И платил за мое обучение английскому языку с 6 лет. А я уехала только в 29 лет по работе и ненадолго, впрочем потихоньку получилось, что навсегда. Итог - мы отвязались, и нам вполне неплохо. А патриотизм у меня давно прошел без следа.

Подводя итоги: совок плюс связанная с ним эмиграция в две разные страны меня сформировали в ученого, они же обусловили отсутствие хорошей карьеры. Которое в свою очередь обусловило накопление знаний и умений. Так что если бы я в 18 лет уехала например в Израиль или Штаты, то стала бы совсем другим человеком.

Ну и в заключение скажу, что за любую ругань буду тут же банить без разговоров. Если вам не нравится, что я совок называю совком - не читайте. Я прожила в совке почти 30 лет, и вполне заслужила право на собственное мнение.

Date: 2024-01-06 01:03 am (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Наука (https://www.livejournal.com/category/nauka?utm_source=frank_comment), Образование (https://www.livejournal.com/category/obrazovanie?utm_source=frank_comment), Общество (https://www.livejournal.com/category/obschestvo?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2024-01-06 01:08 am (UTC)

Date: 2024-01-06 01:07 am (UTC)
From: [identity profile] dzhin-dzhit.livejournal.com
Я уехала слишком поздно, но, наверное, это и хорошо, с дисциплиной у меня была беда, я бы просто не выжила.
Но иногда думаю что бы было если бы я пошла в программу Наале 16, например.

Date: 2024-01-06 01:10 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Мы все иногда думаем, что было бы... Я например четко понимаю, что могла бы поступить в хороший американский университет и сделать академическую карьеру, если бы приехала в Штаты не в 99-м, а в 90-м. Но в общем что есть, то есть, и так неплохо.


(no subject)

From: [identity profile] dzhin-dzhit.livejournal.com - Date: 2024-01-06 01:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2024-01-06 01:55 am (UTC) - Expand

Date: 2024-01-06 01:38 am (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
Биолог и химик из одноклассников тоже знали кем будут еще в средних классах. Роковые специальности.

Date: 2024-01-06 01:56 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Вот и отец мой родился химиком.

Date: 2024-01-06 05:45 am (UTC)
From: [identity profile] philtrius.livejournal.com

Большое спасибо. Образцовая исторія, и образцовое изложеніе.

Date: 2024-01-06 05:49 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Спасибо!

Date: 2024-01-06 05:46 am (UTC)
From: [identity profile] levgilman.livejournal.com
А кто на фотографии? Явно же мальчик.

Date: 2024-01-06 05:50 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Не думаю, думаю, что уже тогда я была девочкой.

Date: 2024-01-06 06:00 am (UTC)
From: [identity profile] marmot1980.livejournal.com
Ну не то, чтобы "не нравится", но каждый раз, когда натыкаюсь на этот вульгаризм в ваших текстах, поневоле вздрагиваю.

Любопытно насчет "отвязать". Тогда кем вы хотели бы, чтобы внучки себя считали, если не секрет? С паспортом понятно, а вот этнически и культурально, на каких книжках растут?

Date: 2024-01-06 06:34 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Вульгаризм "отвязать" я в первую очередь использую в отношении самой себя. Ибо до сих пор сильно привязана, сменить свою идентификацию я не могу.

А вот дочка у меня уже росла на три страны. У нее лет наверно с 9 до 15 была самоидентификация крайне забавная, она чувствовала себя японкой. Хотя каждое лето она проводила каникулы в России. Эта японская самоидентификация прошла примерно на 3-4 год в Америке.

В Россию дочка и отсюда много ездила, на каникулы. Мы очень любим свою российскую семью, и мне всегда хотелось, чтобы дочка с ними побольше общалась. А вот жить в России дочка никогда не хотела, хотя мои ее очень звали переехать (когда она уже сама решала). Один раз прожила в России почти три месяца, но у меня не было сомнений, что она вернётся в Штаты. В Японию мы тоже ездили. Но в Штатах ей больше всего нравится. Вот это мне и надо: чтобы она решала сама, как ей хочется. А не потому, что она где-то родилась. И сейчас у неё самоидентификация скорее американская.

Внучки растут в семье, где обычно разговаривают по-английски, с американским папой, читают американские книжки. Они понимают, когда я зову их по-русски обедать, и говорят на чих будь здорова. Но старшей про ДНК я рассказываю по-английски, ибо по-русски она до этого уровня вряд ли когда дойдет. И все серьезное общение на английском. Этнически кстати внучки по папе происходят от старой, ещё парусной эмиграции в районе 1850-х. А культурно они никакого реального отношения к России не имеют. Старшую мы свозили в Россию, когда ей было три года. А сейчас и не поехать.

(no subject)

From: [identity profile] vov-zakutasikov.livejournal.com - Date: 2024-01-06 10:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2024-01-06 05:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vov-zakutasikov.livejournal.com - Date: 2024-01-06 05:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2024-01-06 05:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marmot1980.livejournal.com - Date: 2024-01-06 05:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2024-01-06 05:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marmot1980.livejournal.com - Date: 2024-01-06 07:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2024-01-06 10:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vov-zakutasikov.livejournal.com - Date: 2024-01-06 09:22 am (UTC) - Expand

Date: 2024-01-06 07:00 am (UTC)
From: [identity profile] forcomment2.livejournal.com
Совок и есть. Прочитал с интересом.

Date: 2024-01-06 07:01 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Ну да. Спасибо.

Date: 2024-01-06 07:14 am (UTC)
From: [identity profile] yushkevich.livejournal.com

Интересное рассуждение. Соглашусь, что чем раньше, тем уезжать проще. Но с другой стороны, дети - это такое двигатель и в тоже время страшный тормоз, что ведь вы в 18 лет не имея детей Вы и поэтому были бы совсем другим человеком. *под тормозом я имею ввиду создание оптимальных условий для них, как-то безопасная страна и хорошая школа и тд

Date: 2024-01-06 07:22 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Да, конечно. Вообще-то я совершенно не хочу другой жизни, в этой есть моя семья и дочка. Кстати, дочка, а конкретно ее медицинские проблемы, которые тут же прошли в Японии, были стимулом не возвращаться в Россию больше, чем на пару месяцев летом.

(deleted comment)

Date: 2024-01-07 06:06 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Ну да, и это плюс.

Date: 2024-01-06 08:19 am (UTC)
From: [identity profile] seespirit.livejournal.com
дал мне не сильно много

В моем случае привычка к рабочим отношениям из СССР мне не сильно, но навредила
Набил шишек, отучиваясь

Спасибо, хороший пост
Edited Date: 2024-01-06 09:52 am (UTC)

Date: 2024-01-07 06:06 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Спасибо!

Date: 2024-01-06 09:42 am (UTC)
From: [identity profile] mila-gp.livejournal.com

Большое спасибо за этот пост!!!

Date: 2024-01-07 06:07 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

И вам спасибо, что читаете.

Date: 2024-01-06 12:06 pm (UTC)
From: [identity profile] alaev.livejournal.com
- которые вышли из всего этого простого народа

Объективно рассуждая, они не только "вышли" из народа, но и получили от советской власти широкие возможности заниматься наукой. Которая для изыскания средств на научные исследования драла с того простого народа три шкуры. Можно эту власть за многое не любить, но вообще благодарность это общечеловеческая добродетель.

Между тем многими (это не вас лично касается, это такой социальный штамп) считается, что исчезновению патриотизма следует радоваться, примерно как излечению от сифилиса. Тут есть некоторая загадка.

- патриотизм у меня давно прошел без следа
Edited Date: 2024-01-06 12:06 pm (UTC)

Date: 2024-01-06 03:11 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Родственники мои всю жизнь на свою страну пахали и принесли массу пользы. Поэтому благодарность тут должна быть со стороны родины. И простого народа.

Патриотизм не должен быть слепым. Видеть, во что превратилась родина, им бывало очень горько. Так что лучше этим сифилисом не болеть.

Date: 2024-01-06 12:12 pm (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com

Хорошо написано.

Date: 2024-01-06 03:11 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Спасибо

Date: 2024-01-06 12:26 pm (UTC)
From: [identity profile] omitin.livejournal.com
Большое спасибо!

Date: 2024-01-06 03:11 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

И вам.

Date: 2024-01-06 12:57 pm (UTC)
From: [identity profile] klausnick.livejournal.com
Несмотря на опыт жизни в двух странах с разной культурой у вас сохранился безупречный русский язык. Снимаю шляпу.

Date: 2024-01-06 03:12 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Спасибо!

(no subject)

From: [identity profile] vov-zakutasikov.livejournal.com - Date: 2024-01-06 04:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2024-01-06 04:35 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-01-06 10:32 pm (UTC)
From: [identity profile] 66george.livejournal.com

компартментализации мозгов — коммунистической партии ментализации мозгов


Date: 2024-01-07 12:09 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Ну да, менталитет это генералитет ментов.

Date: 2024-01-06 11:54 pm (UTC)
d_saoirse: (Default)
From: [personal profile] d_saoirse
Спасибо Маша! Всегда очень интересно читать про Ваше детство и карьеру!

Date: 2024-01-07 12:09 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Спасибо!

Date: 2024-01-07 07:53 am (UTC)
From: [identity profile] a-kiddo.livejournal.com

Мне созвучно про конформизм. Я переехала в США в 99-м, в 23 года. Адаптация и ассимиляция прошли легко, основной круг общения всегда был американо-иммигрантским, друзей из постсоветского пространства у меня мало. Меня много раз разные работодатели пытались уговорить получить юридическое образование, но мой взгляд на это такой: адвокатов хороших и плохих очень много, а паралегалов с моей специальностью мало. Я все эти годы постепенно нарабатывала себе очень редкую специализацию в профессии. Карьера мне никогда не была интересна, а вот узкие знания - это да, это мне важно.

Edited Date: 2024-01-07 07:54 am (UTC)

Date: 2024-01-07 03:14 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Ну да, самой виднее, чего хочется. И по сути внешний успех нужен меньше, чем удовольствие от работы.

Date: 2024-01-08 12:08 pm (UTC)
From: [identity profile] milka-why.livejournal.com
У меня люди подобных профессий вызывают безмерное уважение. К сожалению, для меня это что-то совершенно недоступное. Папа химик, мама инженер, а я не удалась. Но если к физике-математике у меня и интереса не было, то биология всегда очень нравилась. Даже в университет на малый биофак ходила — не с дальним прицелом (поступать ни на что такое не собиралась), просто интересно было.

Date: 2024-01-08 02:16 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

А я вот не умею ни петь, ни танцевать, ни стихи писать, ни рисовать. Вообще неспособна. Всегда это было трагедией моей жизни. И к математике способности крайне ограниченные. Но сомнений в том, что я биолог, никогда не было. Это все было либо дано, либо не дано, никакой заслуги тут нет. На старости лет думаю, что если бы не стала биологом, то подалась бы в повара с поварешками.

(no subject)

From: [identity profile] milka-why.livejournal.com - Date: 2024-01-08 02:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2024-01-08 02:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] milka-why.livejournal.com - Date: 2024-01-08 02:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2024-01-08 03:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] milka-why.livejournal.com - Date: 2024-01-08 03:20 pm (UTC) - Expand

Date: 2024-01-10 04:07 pm (UTC)
From: [identity profile] uncle-pafnutiy.livejournal.com

Интересно написано. Я тоже в совке 30 лет прожил, и чуть больше в постсовке)

Date: 2024-01-10 06:09 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Спасибо!

Date: 2024-01-11 08:49 pm (UTC)
From: [identity profile] rider3099.livejournal.com

Знаешь, я тебе по-хорошему завидую: в 12 лет ты уже знала, кем хочешь стать. Это здорово! Обожаю твои истории 💖

Date: 2024-01-11 09:07 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Спасибо, Оля!

Date: 2024-01-12 05:33 am (UTC)
From: [identity profile] pharmazevt.livejournal.com

---А я уехала только в 29 лет по работе и ненадолго, ---


И Вы!


Date: 2024-01-12 05:35 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Но потом оказалось на всю жизнь.

(no subject)

From: [identity profile] pharmazevt.livejournal.com - Date: 2024-01-12 05:43 am (UTC) - Expand

Date: 2024-01-13 07:52 am (UTC)
From: [identity profile] mrs-mcwinkie.livejournal.com
Да, счастье знать кто ты. Счастье понять это рано. Я не поняла в школе, шла странными путями. Учёный естественник все же это не я. И хотя иногда мне казалось, что в биологии можно было бы себя найти, но все же скорее нет.
Я всегда говорю, что папины научные гены ушли к тебе. И хорошо и очень правильно.

Date: 2024-01-13 04:27 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Мы не выбираем, кто мы. И откуда что берём. Я сейчас с большим кайфом наблюдаю за внучками. Лана учится легко, но и класс обычный, все просто. Ее сосед и друг Эрик (через два дома по их улице, весь Ковид дети вместе ездили к бабушке Эрика, школьной учительнице, на уроки) уже ушел в спец школу на усиленную математику. А Лане хорошо в обычной, но по-моему слишком легко. А склонности крайне разнообразны, например, она обожает всевозможные искусства и поделки, лепит, рисует и прочее. Не то, что какие-то особые таланты, а просто ей хорошо от этого. И мне иногда кажется, что детям надо скорее разбрасываться, заниматься кучей разных вещей, чем фокусироваться. При этом она очень интересуется природой и наукой, постоянно смотрит всякие видео и кучу вещей уже знает помимо школы. С ней сейчас очень здорово разговаривать, мы все наперегонки спешим отвечать на вопросы. Но в здешних реалиях непонятно, куда она двинется. Периодически озвучивает, что хочет в школьные учителя. Но тут можно долго размышлять и прикидывать, даже первые 2 года университета можно ещё думать.

Мы были загнаны в жёсткие рамки. И обычная школа нам давала только скучную долбежку. Про уроки труда, музыки и прочего - промолчим. Выбор был крайне мал, достаточно было посмотреть на школьную учительницу, чтобы расхотеть идти работать в школу. Мое мнение изменила только 57-я.

Profile

mary_spiri: (Default)
mary_spiri

January 2026

S M T W T F S
    123
4 5678910
111213 14151617
18192021 222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 24th, 2026 06:07 pm
Powered by Dreamwidth Studios