mary_spiri: (Default)
[personal profile] mary_spiri
Компания моих родителей сложилась благодаря занятиям альпинизмом, об этом хорошо написано в книжке отца (Вильям Артурович Смит "Друзья и горы"). И мое детство прошло в родительской компании: мама с папой развелись, когда мне было 6 лет, нашли счастье в новых семьях, но друзья - это было незыблемо и неизменно. Встречались часто, общались много, а каждый новый год проводили на даче у академика Игоря Тамма. Ибо сын его Евгений Игоревич Тамм был одним из столпов их альпинисткой компании.

Дача была неимоверно крутая по тем временам - 24 сотки соснового леса, и большой двухэтажный дом посередке. Плюс еще гараж и квартира над ним. Зимой академик Тамм на даче не жил, он был уже сильно нездоров. И на новогодние праздники дача отдавалась компании на неделю-две праздновать. Детей часто завозили заранее, как только начинались школьные каникулы. В доме стоял котел для отопления, от которого вода по трубам подавалась в стены. Внутри стояла жара, прислониться к несущей стене было невозможно, а вместо обоев стены были в меловой побелке, обои не выдержали бы таких температур. И можно было сразу понять, кто живет в какой комнате по цвету мела на одежде: побелка была желтая, зеленая и голубая.

Спали везде, в том числе на полу, народу собиралось много, человек по тридцать, гораздо больше, чем было в наличии кроватей. Мой отчим всегда уходил спать на ледяную веранду, ему посчастливилось каким-то образом купить настоящий пуховой спальник. Вернее - половину: внутренний вкладыш от пухового спальника американского полярного летчика, спальник этот похоже попал в СССР по лендлизу. Наружную часть спальника купил его друг (он был выше ростом, ну и взял более длинную половину). Спальник я этот отлично помню, мне его иногда давали в горные походы, к тому времени ткань сильно поизносилась, и из всех дыр сочился серенький пух, явно гагачий. Страшно подумать, сколько сейчас этот пух стоит, а ведь спальник небось до сих пор валяется где-нибудь у нас на антресолях... А те, у кого спальники были пожиже, спали внутри в тепле на полу. Кровати были для детей и женщин, которых тоже укладывали чуть не штабелем.

Еду готовили все и в диких количествах. Моя мама специализировалась по пирогам, и еще она - биохимик со стажем. А я была старшая дочь, и обязана была помогать очень занятой маме. Она быстро научила меня делать стандартное дрожжевое тесто "Утопленник", лет с 10-11 изготовление теста было обычно на мне. Мама просто говорила: "Мне нужны две порции ближе к вечеру" - и вперед. Порция соответствовала примерно 2-3-м кг теста, делалась из целой пачки замороженых дрожжей, а подходила на водяной бане (вернее в ванне под струей теплой воды) в пакете из вафельного полотенца. Самое сложное было таскать этот разбухший пакет с "Утопленником" (я всегда вспоминала стих: "И в распухнувшее тело раки черные впились"), и выскребать из него тесто. Ну еще пах пакет эпически, лучше было держать нос на некотором расстоянии. Ибо отстирать пакет было невозможно, а новые вафельные полотенца были в дефиците, меняли пакет в лучшем случае раз в год. Другая проблема, которая очень мучила меня по началу, - это то, что мама все делала на глазок. Видимо, она сильно уставала от лабораторных протоколов и дома хотела расслабиться. Допроситься, сколько класть соли и сахара, было невозможно: "Ну я не знаю, ну положи, сколько надо, ну попробуй на вкус, да сколько не положишь, нормально будет". Потом я и сама стала такой, и сейчас так и не могу точно записать рецепт дрожжевого теста. Пишу: положите на глазок, а потом попробуйте на вкус... По приезде в Японию я сначала с разбегу принялась по старой памяти совать дрожжевое тесто в наволочку (вместо вафельного полотенца) и класть в ванну. Примерно на третий раз Зоркий Сокол увидел, что нормальным дрожжам это не надо. А если еще и побольше сухих дрожжей подбросить, то получается быстрее Утопленника. Итого - может мороженое при совке и было вкусным (по моим воспоминаниям, так вполне), но вот замороженные дрожжи были полное дерьмо.

Пироги выходили очень вкусные, начинку для них делал отчим, которого я зову папой. А мама лепила. В результате лет до 20 я не умела ни делать начинку, ни лепить пироги, специализация - это зло. Естественно, училась сама методом проб и ошибок, точного рецепта не существовало. И до сих пор, когда леплю пироги, вспоминаю, как ловко это делает моя мама. Где мне до нее...

Другая мамина специализация была - напитки из лабораторного спирта. Спирт был у многих, папа и еще несколько друзей были химики. Самая популярная была клюковка-Несмеяновка (в честь академика), у нас около дачи были роскошные клюквенные болота, по осени собирали несколько ведер. Кстати, сбор клюквы по кочкам на осеннем солнышке - это было одно из самых любимых занятий моей молодости. В частности, около ведра клюквы я собрала за неделю до того, как родила дочку. На болоте были только мы одни, бабье лето, я разделась и грела беременный живот, сидя на кочках и собирая клюкву. Клюкву потом надо было переморозить, и можно было пускать в дело. Поставлено было все по науке: дробили в гомогенизаторе, после настаивания осадок сначала фильтровали, а потом для наилучшей прозрачности еще и центрифугировали на больших оборотах, и добавляли глицерин для вязкости и сладости. Мама еще делала настойку на пряностях, типа перцовки. Забавно было то, что ни мама, ни отчим крепкого не пили, только вино, все делали на глазок, но все были довольны и говорили, что очень хорошо получается.

Процесс готовки еды к новому году занимал два дня, поэтому я его так хорошо помню. И готовили все, пироги пекли еще человек пять, кроме нас, всегда были ведра салатов, торты, запеченое мясо, батареи бутылок, всякие сервелаты из академического распределителя, кто чего мог, тот доставал и притаскивал. Еду на дачу к Таммам везли на машинах, а народ ехал своим ходом в Ильинское на электричке, а оттуда пешком. Идти было минут 20, как я помню, а может и все 30, на машине было гораздо удобнее, но машин в компании было немного, ученые в те времена были люди небогатые. Я была довольно болезненым ребенком, и меня иногда брали в машину вместе с едой, я это ужасно любила. Ибо родители мои в то время были молодые спортсмены, мама - лыжница, отчим постоянно тренировался и играл в футбол, я за ними просто не поспевала, когда они бодрым шагом шли от электички к даче. Меня вообще очень в то время мучило собственное физическое несовершенство, я боялась скатываться с горок на лыжах, не умела быстро бегать, постоянно застревала в собственных размышлениях, и была не от мира сего. И страдала экзистенциальным страхом смерти: в нашей крохотной квартире моя кровать стояла прямо под окном. И я вечером часто "падала" в бесконечность звездного неба, пока не засыпала наконец.

Во времена моего детства наискосок от дачи Тамма на другой стороне улицы через пару домов находилась дача Ростроповича с отдельным концертным залом для Вишневской. Пока они не уехали из совка, можно было слушать пение прямо с участка Таммов, голос у Вишневской был сильный. А во дворе у них жил совершенно роскошный ньюфаундленд Кузя размером с большого медведя. Таких огромных ньюфов я больше в жизни не видела. Кузя был вежлив и очень дружелюбен, всю жизнь проводил на улице, обожал валяться в снегу. А если подойти к забору, то Кузя шел навстречу и вежливо лизал подставленную руку или лицо, все, до чего доставал языком. Как я рыдала, когда узнала, что Кузя погиб в Париже под машиной, Ростроповичи взяли его с собой уезжая.

А ровно напротив Таммов был участок с огромным оврагом. Мы там катались на санках с горки, занятие было рисковое, возвращались в синяках. Мне было лет 8, когда в овраге ко мне пристали двое мальчиков, чтобы забрать санки. Вместо того, чтобы попросить, они потребовали. Я же отличалась не только замкнутостью, но и упрямством. Закончилось все тем, что они захотели меня побить, но я была крупнее и сама их побила. Вернулась домой, рассказала, дядя Женя Тамм заслеялся, это мол внуки Шостаковича, но он мужик хороший, сам тебя похвалит, что ты их побила, пусть не задираются.

Кстати, уже во время моей юности овраг вдруг в одночасье засыпали, и построили на его месте дачу для младшего сына Брежнева. Говорят, что Сам тоже туда разок приезжал, но нас в это время там не было. Наше время была зима.

Позже прошли мои воспаления легких, я вытянулась и окрепла, жить стало сильно легче, но некая оторванность от мира осталась надолго. Другие дети в родительской компании дружили между собой, а я была скорее отдельно. Я совершенно не знала, о чем с ними разговаривать, и вообще предпочитала запойно читать в уголочке, интересовали меня история и биология, но читать я могла что угодно и сколько угодно. Вдобавок я была уже тогда здорово близорука, а приличных очков было не достать, оправы были просто кошмарны, и я старалась очки не носить. Поэтому плавала в тумане и двигалась с осторожностью, ну тормоз и тормоз. А в 5-м классе, играя в салочки на перемене в школе, расшибла передний зуб об стену, пол натерли до скользкости льда, а я не осознала и врезалась в стену. От переднего верхнего зуба откололась половина, и я прошла свой круг ада через советских дентистов. Вот что забавно - тоскующий по совку народ вспоминает мороженое и Первомай, но я еще ни разу не встречала ностальгирующих по советским зубным врачам. Что все же показывает некий уровень адекватности у тоскующих. Не вдаваясь в детали - во рту на почетном месте у меня оказался железный зуб, к счастью, коронка. Ставили ее без какие-либо обезболиваний. Так что кроме чисто психологических странностей, типа полной погруженности в себя и фиксации на биологии, я еще и внешне была странной, и боялась улыбаться своим железным зубом. Немудрено, что дети родительских друзей меня сторонились. Кстати, сами родительские друзья наоборот пытались меня вытянуть из скорлупы и пообщаться, и с некоторыми я дружила, это меня очень грело.

Не знаю, какие именно каналы, контакты и блат задействовала моя мама, которая любой ценой хотела убрать железную коронку из моей улыбки. Но я страшно ей благодарна, это случилось, когда мне было 15 лет, и не где-нибудь, а в зубной клинике для советской номенклатуры (то ли при МИДе, то ли чуть не Кремлевке, не помню). Думаю, что мама отдала минимум месячную зарплату, и скорее всего это был одноразовый блат с условием больше там не появляться. Но там было обезболивание, в первый и последний раз в советской жизни, я ничего не чувствовала, когда мне залечивали зубной канал и ставили белую коронку. Правда, белый пластик в то время несколько отличался от настоящих зубов даже у номенклатурных дентистов, но счастью моему это не мешало.

А венгерская бабушка Аня прислала мне чудесные австрийские очки - это была первая нормальная оправа в моей жизни, красивая до чертиков. Проблема была в расстоянии между глазами, бабушка правильно заказала стекла, но на расстояние внимание не обратила, и оно было сильно больше моего. Но отказаться от красивых очков из-за головной боли и двоящегося зрения я была не в состоянии. И через несколько недель все прошло, мозги наши отличаются потрясающей пластичностью, и могут приспособиться. Особенно если голову слегка под углом держать, и если глаза начинают специализироваться, один на близь, другой на даль. Но далеко заходящие последствия такой специализации меня не волновали, а теперь я плачу по этим счетам советской молодости заработанными долларами (дешевые очки на мои глаза стоят больше полштуки за счет специальных линз).

Так что к 15 годам я стала гораздо приличнее выглядеть, возникли друзья, началась 57-я школа, компании. И все равно больше всех я обожала компанию родителей, и старалась почаще у них появляться. С ними было необыкновенно тепло, интересно, весело. И какие же они были замечательные, яркие, красивые, умные. И мне казалось, что нам никогда такими не стать. Оглядываясь назад, понимаю, что именно так и вышло - мы до них не дотянулись. Но хотя бы старались.

И после новогодних застолий в компании родителей, песен, шуток, шарад, веселья, анекдотов и политики, - ничего и никогда лучше мне так и не довелось испытать. Без них, уже в основном ушедших, достичь этих вершин невозможно, и стремиться бесполезно. Поэтому сейчас я радостно справляю Новый Год в своей семье, с нашими молодыми и внучками. Веселья того нет, зато очень тепло получается. И можно иногда тихонько по-вспоминать как оно бывало. Мне это сильно помогает, когда в душе поднимается волна ярости и боли от чтения очередных новостей.

Date: 2023-01-04 01:23 am (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Дача (https://www.livejournal.com/category/dacha?utm_source=frank_comment), Еда (https://www.livejournal.com/category/eda?utm_source=frank_comment), Наука (https://www.livejournal.com/category/nauka?utm_source=frank_comment), Общество (https://www.livejournal.com/category/obschestvo?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2023-01-04 01:24 am (UTC)

Date: 2023-01-04 02:07 am (UTC)
From: [identity profile] tuman30.livejournal.com

Прекрасные воспоминания! А я дрожжевое тесто так и не освоила :(

Date: 2023-01-04 02:58 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Спасибо! Вы знаете, дрожжевое тесто на удивление просто. И любую ошибку можно быстро исправить.

Date: 2023-01-04 02:24 am (UTC)
From: [identity profile] rider3099.livejournal.com

Так написано тепло. И с большой любовью

Date: 2023-01-04 03:00 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Спасибо! Я их часто вспоминаю, и особенно на новый год.

Date: 2023-01-04 03:16 am (UTC)
From: [identity profile] dubovich.livejournal.com

Какой прекрасный пост! Пишите, пожалуйста, еще.

Date: 2023-01-04 03:57 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Спасибо, попробую.

Date: 2023-01-04 04:54 am (UTC)
From: [identity profile] alexandragor.livejournal.com
"Страшно подумать, сколько сейчас этот пух стоит, а ведь спальник небось до сих пор валяется где-нибудь у нас на антресолях..."

- именно этот пух почти наверняка уже нисколько не стоит, потерял свои качества. А свеженький известно сколько — 1500 долл/кг.
Спальник такой сейчас будет начинаться от 8-10 тыс.долл., далее везде, в зависимости от количества пуха и шикарности исполнения.

Спасибо за рассказ.

Date: 2023-01-04 05:01 am (UTC)
From: [identity profile] cranequinier.livejournal.com

По моему в REI самый наикрутейший пуховый спальник стоит баксов 800. И он по качеству несравнимо круче, как небо и земля. В тех двойных спальника х пух был пополам с пером, они были хоть и теплые, но весьма тяжёлые и объемные. Короче баксов за 200 такую пару можно сейчас купить.

(no subject)

From: [identity profile] alexandragor.livejournal.com - Date: 2023-01-04 05:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] cranequinier.livejournal.com - Date: 2023-01-04 05:18 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2023-01-04 05:25 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alexandragor.livejournal.com - Date: 2023-01-04 05:40 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2023-01-04 05:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alexandragor.livejournal.com - Date: 2023-01-04 05:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2023-01-04 05:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alexandragor.livejournal.com - Date: 2023-01-04 06:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2023-01-04 06:06 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alexandragor.livejournal.com - Date: 2023-01-04 06:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2023-01-04 06:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alexandragor.livejournal.com - Date: 2023-01-04 06:34 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2023-01-04 05:21 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2023-01-04 05:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alexandragor.livejournal.com - Date: 2023-01-04 05:07 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gelena-s.livejournal.com - Date: 2023-01-04 10:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alexandragor.livejournal.com - Date: 2023-01-04 11:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gelena-s.livejournal.com - Date: 2023-01-04 11:18 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alexandragor.livejournal.com - Date: 2023-01-04 11:23 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gelena-s.livejournal.com - Date: 2023-01-04 11:30 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2023-01-04 03:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alexandragor.livejournal.com - Date: 2023-01-04 03:48 pm (UTC) - Expand

Date: 2023-01-04 04:55 am (UTC)
From: [identity profile] cranequinier.livejournal.com

Мне достались от родителей оба американских гагачих спальника. В одном было тепло в -5 примерно градусов Цельсия. По-моему в двух одновременно я ни разу не спал - было страшно.

Date: 2023-01-04 05:06 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Мой рекорд в этом спальнике был минус 24 градуса. Замёрз нос, который не удалось спрятать. А вязаная варежка, которой я нос прикрывала, вся обледенела. А так было тепло.

Date: 2023-01-04 04:57 am (UTC)
From: [identity profile] malingma.livejournal.com
И что взрослую женщину, проводившую свое детство на элитной даче в компании интеллигентных образованных людей, заставляет называть свою родину "совком"? — мальчишки-рэкетиры, отсутствие элитных очков или несовременная стоматология?... Вопрос риторический, это уже не исправишь...

Date: 2023-01-04 05:14 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Моя родина совком и была. Социализм строила, как это ещё называть? Несмотря на наличие интеллигентных образованных людей. Которых эта родина гнобила. И не надо меня причислять к элите. Наша собственная дача, где мы проводили остальной год, была 6 соток в глуши с домиком в 12 кв метров. Мы там были вполне счастливы, но я бы не назвала эту жизнь элитной.

А несовременная стоматология это отличный эвфемизм. Позвольте спросить, а вам когда-либо удаляли зубной нерв без наркоза? Думаю, что вряд ли, иначе вы так не написали.

(no subject)

From: [identity profile] medvedkotula.livejournal.com - Date: 2023-01-04 06:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2023-01-04 06:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] medvedkotula.livejournal.com - Date: 2023-01-04 10:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2023-01-04 03:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] medvedkotula.livejournal.com - Date: 2023-01-04 09:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2023-01-04 10:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kostya416.livejournal.com - Date: 2023-01-05 04:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2023-01-05 04:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] malingma.livejournal.com - Date: 2023-01-04 06:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2023-01-04 06:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] moskva-sokol.livejournal.com - Date: 2023-01-04 08:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2023-01-04 02:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] moskva-sokol.livejournal.com - Date: 2023-01-04 04:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2023-01-04 06:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] moskva-sokol.livejournal.com - Date: 2023-01-04 06:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2023-01-04 06:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] malingma.livejournal.com - Date: 2023-01-04 08:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2023-01-04 02:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] malingma.livejournal.com - Date: 2023-01-04 05:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2023-01-04 06:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chitatel-goda.livejournal.com - Date: 2023-01-04 06:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2023-01-04 06:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] moskva-sokol.livejournal.com - Date: 2023-01-04 08:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2023-01-04 02:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gelena-s.livejournal.com - Date: 2023-01-04 10:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2023-01-04 06:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gelena-s.livejournal.com - Date: 2023-01-05 05:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2023-01-05 05:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chitatel-goda.livejournal.com - Date: 2023-01-04 06:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2023-01-04 06:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chitatel-goda.livejournal.com - Date: 2023-01-04 06:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2023-01-04 07:02 pm (UTC) - Expand

Date: 2023-01-04 05:23 am (UTC)
From: [identity profile] cranequinier.livejournal.com

Удивительный способ связи времён: на ебэе лежит массово за 75 баксов wwii us army down sleeping bag. Вот я с таким и отходил половину юности.

Date: 2023-01-04 05:26 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

У нас был совсем не us army. А полярная авиация. Спальный мешок полярного летчика.

Date: 2023-01-04 06:07 am (UTC)
From: [identity profile] koniglio.livejournal.com

Какой теплый и прекрасный рассказ. Хочется ещё! У моего мужа мать и отец были биологами, поэтому ровно таким же образом (в центрифугах и ТД) делали клюквенку, и также ее и собирали на питерских болотах. Его детские воспоминания - буквально один в один с вашими: и пироги делали всей оравой, и куча детей в повалку в новый год.
Мое же детство было абсолютно другим, увы.

Date: 2023-01-04 06:15 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Спасибо! Я стараюсь воспоминаниями лечить свою злость и тоску. Чтобы совсем не впасть в пресловутую русофобию. Но получается, что воспоминания это одно, а нынешняя реальность - совсем другое.

(no subject)

From: [identity profile] koniglio.livejournal.com - Date: 2023-01-04 06:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] deutschevita.livejournal.com - Date: 2023-01-04 03:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2023-01-04 04:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kostya416.livejournal.com - Date: 2023-01-05 04:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2023-01-05 04:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kostya416.livejournal.com - Date: 2023-01-05 04:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2023-01-05 05:18 am (UTC) - Expand

Date: 2023-01-04 06:58 am (UTC)
From: [identity profile] mb-b.livejournal.com

Отличное дополнение к воспоминаниям самого В.А.!
Кстати, только что пришло в голову: никто еще из их команды СКАН воспоминаний не оставил?

Date: 2023-01-04 02:23 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Спасибо! Есть ещё воспоминания Тамма, но они больше в формате отчётов о восхождениях.

Date: 2023-01-04 08:31 am (UTC)
From: [identity profile] from-evgesha.livejournal.com
Лучший новогодий пост! Спасибо большое)

Date: 2023-01-04 02:38 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Спасибо!

Date: 2023-01-04 08:32 am (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Хотел спросить, то ли это Ильинское, что рядом с Барвихой, а потом дошел до Ростроповича и понял, что то самое. :-) Мы с матушкой все мое детство туда на лыжах кататься ездили. Точнее, она туда всю жизнь ездила, сперва одна, потом со мной. От Усова до Барвихи через лес на лыжах. А потом это стало модное место, поперек старых лыжней начали протягиваться внезапные заборы... ну и все. Теперь даже ветку железнодорожную хотят прикрыть, мол, кто же нынче в Усово электричкой ездит.

А мороженые дрожжи — это да, адская вещь. Матушка тоже всю жизнь пироги пекла, и недурно пекла — последние лет десять она их еще и продавала. А дрожжи всегда были дефицитом, закупались при случае впрок, ну, и в морозилке хранились чуть ли не годами. Естественно, что работали эти мумии как получится, и требовались всякие ухищрения, чтобы тесто хоть как-то подходило.

Date: 2023-01-04 09:01 am (UTC)
From: [identity profile] ran-khar.livejournal.com
Моя бабушка тоже в морозилке хранила. А когда холодильник размораживали, то относили к соседям в морозилку.

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2023-01-04 02:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] deutschevita.livejournal.com - Date: 2023-01-04 03:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2023-01-04 04:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] deutschevita.livejournal.com - Date: 2023-01-04 05:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2023-01-04 06:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ncuxuamp-pro.livejournal.com - Date: 2023-01-04 10:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2023-01-04 02:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com - Date: 2023-01-07 11:40 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2023-01-07 03:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2023-01-04 02:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kot-tisha.livejournal.com - Date: 2023-01-07 12:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com - Date: 2023-01-07 11:41 am (UTC) - Expand

Date: 2023-01-04 08:54 am (UTC)
From: [identity profile] allalana.livejournal.com
Прекрасный рассказ и непонятный вывод про русофобию.
Мое детство было неплохим,море,жили,как ,впрочем,и живем в Крыму,но очень обычным
Нервы без наркоза в стоматологии мне удаляли,ощущения незабываемые,очки прописывали,но я из игнорировала как могла.
Мальчишки,ну мальчишки везде одинаковы.
Мало того,что прожила 25лет,ну почти ,в Украине,Россию нежно люблю ,хотя на все недостатки гляжу с открытыми глазами
А где их нет,простите?
Гнобили умных и талантливых?
Имеющих отличные дачи и жившие по сов меркам очень даже ничего?
Спорный вопрос.
Очень жаль,что у Вас такое отношение к России Очень жаль.

Date: 2023-01-04 02:50 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Сейчас идёт развязанная Россией бесчеловечная война.

Недостатки недостаткам рознь. То, что Россия делает сейчас, у меня вызывает ужас, ярость, боль и ненависть. А раньше, когда-то давно, были счастливые детство и юность. Несмотря на совок. И это никак не отменяет того, что сейчас.

(no subject)

From: [identity profile] allalana.livejournal.com - Date: 2023-01-04 02:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2023-01-04 03:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] allalana.livejournal.com - Date: 2023-01-04 03:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2023-01-04 04:25 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2023-01-04 06:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kostya416.livejournal.com - Date: 2023-01-05 04:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2023-01-05 04:37 am (UTC) - Expand

Date: 2023-01-04 09:58 am (UTC)
From: [identity profile] midzenis.livejournal.com
Спасибо за личное, очень познавательно.
>>началась 57-я школа
Так вы — физмат по корню ума?

Date: 2023-01-04 03:00 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Я всегда была биологом и очень страдала в физмате. Я туда сама собой не поступила, не прошла по 5 собеседованиям. Но меня взяли из-за побед на олимпиадах по биологии. Учиться мне было дико трудно. Собственно в первый и последний раз в жизни так трудно. Но очень многое мне дало.
У меня много воспоминаний по тегу Записки бродячего ученого. Это книжка, выложена в ЖЖ. В виде книги ее уже не купить.

(no subject)

From: [identity profile] midzenis.livejournal.com - Date: 2023-01-04 03:10 pm (UTC) - Expand

Date: 2023-01-04 10:36 am (UTC)
From: [identity profile] 4at-ina.livejournal.com

Прекрасные воспоминания, очень тёплые, спасибо, что поделились. Отец школьной подруги (биолог) тоже делал роскошную клюковку на спирте, и нам уже класса с 9го разрешалось немножко наклюкаться пригубить в честь праздника. Рецепт до сих пор в пожелтевшей тетрадке хранится :)

Date: 2023-01-04 03:06 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Спасибо! Мои рецептов не писали, все на глазок, лихо. Мне клюковку не давали, говорили "делай сама".
А мы ещё настаивали на душистом колоске, но это была специфика биофака.

(no subject)

From: [identity profile] liber-polly.livejournal.com - Date: 2023-01-04 08:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2023-01-04 08:36 pm (UTC) - Expand

Date: 2023-01-04 10:54 am (UTC)
From: [identity profile] notabler.livejournal.com
Замечательно написано, очень нравятся ваши рассказы. Представляю, как было бы здорово всем посетителям ваших вечеров родиться не в совке. Имея свободу, хорошее финансирование научных исследований, насколько больше они бы успели и смогли сделать. И насколько счастливей были бы их судьбы

Date: 2023-01-04 03:12 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Спасибо! Думаю, что вы правы. Но наверно не в совке не получилась бы такая дружба на всю жизнь и их Команда.
Там были люди с ломаными судьбами. Дети репрессированных дружили с детьми академиков и генералов. Душой компании был работяга с завода, безумно талантливый мужик. Был подростком под оккупацией, стал бандитом против немцев, продолжал после освобождения воровать, чтобы кормить мать и сестер. Потом в работяги, чтобы как-то прожить. Альпинизм его спас, увел с порога тюрьмы, у него была аддикция к адреналину, как у большинства альпинистов спортсменов. Он был феноменально одарен физически, горы были как дом родной.

Date: 2023-01-04 02:23 pm (UTC)
From: [identity profile] snume.livejournal.com

Очень душевно!

Date: 2023-01-04 03:13 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Спасибо

Date: 2023-01-04 03:19 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Нет, не моя. Обложку мне навязали. Книжку печатали бесплатно для меня, то есть я не платила, но и ничего не получила. Финальная версия выложена в ЖЖ по главам по тегу.

Date: 2023-01-04 05:33 pm (UTC)
From: [identity profile] as-avgust.livejournal.com

Да, нервы из зубов без анестезии мне удаляли, незабываемые ощущения, думала что хуже не бывает, но железный зуб в пятом классе — оказывается бывает. Никогда не слышала о таком способе приготовления теста — что вот прямо тесто в полотенце в воду? оно не раскисало от воды, полотенце же промокает? думаю это потому, что теплая вода из крана все мое детство у нас была крайне редко)) а мороженные дрожжи вполне работали, правда долго. На ночь мама тесто ставила. Пару раз просто ничего не взошло.


У меня было совсем другое детство, с совсем другими людьми. Но что-то в вашем рассказе такое, общее, настоящее. Навсегда утраченное. Я всегда думала, что не буду думать о детстве, как об утраченном счастье. Потому что то, что было потом — юность под крах совка, открытие мира, внезапные перспективы настолько круче, что своим детством я буду внуков пугать. А сейчас такое отчаянье, такой ошибкой выглядит наивная вера в лучшее, что детство, пожалуй, выигрывает — хотя бы объяснимой наивностью.


Date: 2023-01-04 06:49 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Утопленник не был нашим изобретением. Это был способ поиметь готовое подошедшее тесто часа за 2-3 вместо половины дня. Вафельное полотенце воду внутрь не сильно пропускало, когда тесто вздувалось и заполняло мешок, то дальше процесс не шел, и утопленник от газов всплывал. Тут-то его и надо было доставать, снова месить, и разделывать. Процесс был ломотный, но быстрый.

А детство и юность у меня были очень счастливыми. Хотя и небогатымии материально. И Россию я долго любила на удалении, уехала в 30 лет, и часто в отпуск возвращалась. И никогда не думала, что буду к ней относиться так, как сейчас.

(no subject)

From: [identity profile] as-avgust.livejournal.com - Date: 2023-01-05 04:58 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2023-01-05 05:30 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] as-avgust.livejournal.com - Date: 2023-01-05 05:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2023-01-05 02:11 pm (UTC) - Expand

Date: 2023-01-05 04:32 am (UTC)
From: [identity profile] kostya416.livejournal.com

Хороший пост. Кучу воспоминаний разбередил

Date: 2023-01-05 04:37 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Спасибо!

Date: 2023-01-05 01:49 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-ny.livejournal.com

Спасибо!

Date: 2023-01-13 02:41 pm (UTC)
From: [identity profile] mrs-mcwinkie.livejournal.com
Я только сегодня прочитала пост..и хорошо, под старый новый год. Чудесный пост, очень похожие воспоминания, хотя я то в детстве у Таммов на нг не была. Но какое же счастье была та команда. И чудо.

Date: 2023-01-13 03:43 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Да, это точно!

Date: 2023-01-18 01:35 pm (UTC)
From: [identity profile] guben-ko.livejournal.com

mary_spiri, извините за тугодумость — ответьте если это не слишком личное. В.Смит ваш родной отец или отчим?





Date: 2023-01-18 05:42 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Родной отец.

Profile

mary_spiri: (Default)
mary_spiri

January 2026

S M T W T F S
    123
4 5678910
111213 14151617
18192021 222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 23rd, 2026 05:37 pm
Powered by Dreamwidth Studios