mary_spiri: (Default)
[personal profile] mary_spiri
Несколько дней назад в Москве умерла лучшая учительница, которую я когда-либо встречала в жизни, Серафима Зиновьевна Дуброва, не дожив несколько месяцев до столетия, которое должно было быть в ноябре 2022-го... Хорошо, когда праведники живут долго... И очень жалко, когда уходят...


Наша 57-я школа г. Москвы во времена моего детства и юности была замечательна и знаменита в первую очередь преподаванием математики, которым тогда руководил Николай Николаевич Константинов. Однако же я никогда математиком не была, а с 11 лет осознала себя биологом, и занималась биологией все свободное время. Учиться мне было легко, поэтому родители меня отправили в 57-ю уже с 6-го класса в обычный класс, по логике, что ездить от дома минут 40, а учителя там хорошие. С прицелом, что потом я пойду на собеседование в биологический класс, а исход понятен - я уже тогда занимала призовые места на олимпиадах, и насчет поступления не сомневалась. Облом случился с биологическим классом - в мой год его отменили. В результате я попала в математический, где весьма-таки маялась ("рожденный ползать - летать не может", к счастью, ползать я научилась хорошо).

И оказалась я в классе, где классной руководительницей стала учительница химии Серафима Зиновьевна, с которой я уже была знакома. Ибо химию я любила и учила, а Серафима привечала всех интересующихся. Мне даже было позволено помогать лаборантке готовить лабораторные работы, расставлять реактивы и склянки в классе, а после уроков - убирать. И иногда разрешалось поиграть с реактивами, например, с растворами солей кобальта, которые выпадали безумно красивыми осадками в щелочной среде. Главное было все делать в маленьких объемах, аккуратно, и убираться за собой.

Серафима и стала лучшей учительницей моей жизни, и отнюдь не только потому, что она четко и ясно строила курс химии. Химию я постоянно учила дополнительно для поступления на биофак, иногда занималась с друзьями родителей, которые сами были химики. Дело было не в науке, а в первую очередь - в том, как Серафима относилась к ученикам: как к взрослым и достойным уважения и интереса. Она любила свою работу, вела уроки и общалась с удовольствием, у нее был профессионализм, который я только сейчас могу оценить. Что бы не происходило, она всегда контролировала ситуацию, сохраняла спокойствие и свое фирменное чувство юмора, иногда перетекающее в едкий сарказм. И она старалась всегда говорить то, что думает, в советские времена это было редкостью среди учителей.

Насколько я знаю, она ушла добровольцем на войну, отвоевала несколько лет на передовой, встретила там своего мужа, с которым прожила почти 50 лет. Была ранена неоднократно, и имела несколько боевых наград, вроде Красной Звезды и Медали за Отвагу. Когда я слышу подлые слова о том, что евреи спасались в Ташкенте, я тут же вспоминаю свою еврейскую бабушку и Серафиму - обе ушли добровольцами. И ни та, ни другая на моей памяти никогда ничего про войну не рассказывали. И ордена не надевали, максимум орденские колодки на 9-е мая. Ордена использовались только в присутственных местах. Моя бабушка их надевала для походов в Министерство пробивать изобретения, а Серафима - для похода на мехмат МГУ, чтобы попросить пересмотреть дело нашего одноклассника, который набрал полупроходной балл, но его не взяли. У нашего одноклассника за две недели до вступительных экзаменов умерла мама, единственная имеющаяся родственница. Мама была еврейка, и тот факт, что одноклассник набрал полупроходной балл на мехмате МГУ - это было чудо, показывающее, насколько он был силен. Он и впрямь был из гениальных, и когда его не взяли, Серафима не выдержала и пошла в деканат, звеня орденами. Не знаю, что за сволочь ей там встретилась (на мехмате антисемитов хватало), но в школу она вернулась с черным лицом. Ей сказали, что смерть матери "можно рассматривать как условие необходимое, но не достаточное для поступления"... Сразу скажу, что одноклассник наш в полном порядке и без всякого мехмата. Думаю, что поддержка Серафимы ему помогла пережить это время.

Ну а чтобы закончить тему антисемитизма: из нашей системы трех математических школ в университет МГУ пошли поступать примерно 80 человек (в основном на мехмат, физфак и ВМК), примерно пополам евреи и русские. Из русских поступили все (до одного), а из евреев - трое. Это при том, что уровень одаренности и знаний был примерно равным (все прошли собеседовании в 57-ю, которое было сложнее, чем вступительные экзамены). В этом статистике я была среди русских (мое полу-еврейство почти не прослеживается), да и поступала на биофак (который в то время антисемитским не был). Но услышав про статистику, я едва удержалась, чтобы не забрать документы, желание учиться в МГУ пропало. И дальше все годы учебы - у меня в первую очередь были школьные друзья, а в МГУ я отрабатывала классы и почти ни с кем не общалась. Наверно это было неправильно, но слишком прекрасна была наша школа.

На патриотических праздниках, которые были необходимы для существования школы, Серафима молча держалась на заднем плане. Один раз случился конфуз. Перед нами выступал папа девочки из параллельного класса. Он в детстве партизанил, сбежал из еврейского гетто, где погибли родные, и мстил фашистам где-то на границе Белоруссии. Его очень долго уговаривали выступить, и он согласился только из-за дочки. Рассказывал он довольно много и путанно, пока не дошел до истории о том, как их окружили в болоте, обстреливали и уничтожали. А дальше он сказал: "И тут вперед вышел маленький я с автоматом", и ученики в актовом зале не выдержали и рассмеялись. Уж больно комично прозвучало. Получился скандал, и Серафима собрала наш класс для разговора: "Я понимаю, почему вы все смеялись, очень неудачно он выразился, по-дурацки. Мне самой было смешно. Но вы взрослые люди, и должны сами понимать, когда требуется сдержать эмоции. А сейчас вам бы надо всем попросить прощения, но он не хочет вас никого видеть. Просто помните на будущее, что смешное бывает трагично, он там один из всех выжил и был тяжело ранен".

Серафима наш класс любила и уважала, народ у нас учился много и хорошо, из 26 человек 7 были круглые отличники, да и остальные не сильно отставали. Но и справляться с нами было нелегко, как-то к нам пришла девочка практикантка, будущий педагог-историк. Через полчаса урока она сбежала в слезах - она предожила задавать вопросы, и ее быстро загнали в угол, где знания исчерпались, а линию партии гнуть уже не получалось. Наши казуисты работали коллективно, и пощады не давали. Серафима пришла угрюмая и сказала (насколько я помню): "Мне не удивительно, что практикантка оказалась круглой дурой, я ее не знаю, а дураков на свете много. Но вас-то я по знакомству считала умными людьми... Зачем вы вредите школе своим самоутверждением? Вы чего друг на друге не можете тренироваться? Зачем вы ищете легкой добычи?" И наши виновато голову повесили.

Серафима на войне вступила в партию, она была парторгом школы, и сама занималась кучей всей этой коммунистической туфты. Свое отношение она не выражала, но нам наше выражать не мешала. И старалась нас оберегать от последствий нашей болтливости. Когда я оказалась в математическом классе, Серафима меня отозвала в сторону и сказала: "Я прекрасно вижу, как ты увиливаешь от всех общественных обязанностей, комсомола и т.д. Это все хорошо до тех пор, пока не приходит пора спасать школу. Ты же знаешь, что РОНО и Мин образования хотят нас закрыть, каждый год новые спец классы - это битва за разрешение. И мы бьемся и будем дальше, но нам нужна помощь. Кто-то должен делать эту комсомольскую работу, политинформации и ленинские уроки. Ты готова помогать?" И я смогла только ответить "да". Она меня сделала старостой со словами: "По крайней мере я знаю, что могу тебе доверять". И два года я пахала над всей этой марксистско-ленинской туфтой, проводя классные собрания и любуясь тоскливыми рожами одноклассников, которых мучила этой лабудой. Времени это отнималo не меньше часа в день. А Серафима выступала с рациональными предложениями: "Чего ты все сама, попроси кого-нибудь еще выступить". Кто-то из класса тут же спросил: "О чем выступать-то?" Серафима задумалась и сказала: "Ну вот у вас староста Смит. Так расскажи о кровавом режиме Яна Смита в Родезии, заодно и повеселитесь".

Месяца через два после начала учебы в новом классе Серафима меня вызвала и строго сказала: "Учительница литературы Зеленая Надька (Серафима вместо прозвища использовала настоящее имя) - провокаторша и доносчица, она пишет доносы в КГБ. Передай это всем вашим, пусть язык не распускают". Я честно передала. А потом оказалось, что одна девочка из нашего класса специально ходила к Зеленой Надьке и рассказывала, кто что говорит. Мы об этом не знали, а тут Серафима снова вызывает и спрашивает: "Ты как, рассказала?". Моему "да" она поверила, и предупредила, чтобы мы теперь осторожно разговаривали при этой девочке. До чего же трудно мне было передавать эту информацию! Меня трясло, но это было необходимо. Ибо разговоры наши одноклассники вели весьма анти-советские, а от детей прямая дорожка лежала к их родителям. И на памяти еще свежи были истории про разгон 2-й математической школы за анти-советские настроения, мы много баек слышали. Уровень достоверности в те времена было трудно определить, но наша школа тоже была под постоянной угрозой.

А тут еще наступило время Московской Олимпиады, когда евреев стали выпускать в Израиль. Куда и уезжали некоторые наши матерматические гении, которых завалили при поступлении на мехмат. А другие оставались и уходили в программирование и АйТи, думаю, что сейчас большиство этому рады. И очень многие в конце концов нашли свой путь в Силиконовую Долину, американский и израильский хайтех. И мы сейчас ходим в походы в Штатах своей старой компанией из 57-й школы.

Лет через 10 после окончания школы мы ездили к Серафиме в гости, она уже ушла на пенсию. Просидели у нее целый вечер, познакомились с ее мужем. Серафима была веселая, довольная, расслабленная, пенсия и отдых пошли ей на пользу. Было очень тепло и радостно. И на этом общение к сожалению закончилось. Все поразъехались, погрязли в своих делах. Но мы все помним, и будем всегда помнить Серафиму. Светлая память!

Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Date: 2022-07-26 02:21 am (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the category: Образование (https://www.livejournal.com/category/obrazovanie?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2022-07-26 02:23 am (UTC)

Date: 2022-07-26 02:48 am (UTC)
From: [identity profile] vsparrow.livejournal.com
Интересно, где проходит грань между "надо всех спасать" и "на вас этот режим и держится".

Мне почему-то кажется, что полное выполнение желаний руководства во всех отраслях (в том числе и в образовании) привело бы Россию к нищете и распаду раньше 90-х (встречал замечание, что с середины 40-х английская разведка отказалась от прежних многочисленных планов уничтожения Гитлера - живой фюрер вредил своим войскам намного эффективнее мертвого). Людей-то жаль, да (некоторых). Но похоже, что России лучше быть нищей и разваленной, чем собирать силы, в том числе и из вот таких "заповедников вольномыслия".

Это так, просто размышления вслух, и в общем больше по своим поводам, т.к. дилеммы вскоре всем нам, живущим на этой территории, предстоят вполне советские как минимум. Молчать в школе или нет, например. Ваша учительница выглядит конечно симпатичным человеком; в конце концов, у большинства из нас были вполне советские родители (я так понимаю, ваши - вполне себе исключение), и что теперь. Ну вот такое прошлое. Вопрос только в том, что оно стремительно вернулось, и с некоторыми новомодными довесками.

Date: 2022-07-26 04:55 am (UTC)
From: [identity profile] polenova.livejournal.com
А что можно получить из «заповедника вольномыслия»? Тогдашний СССР мог использовать толковых математиков в оборонке, но этому мешала 5ая графа очень многих выпускников этих школ. В основном на выпускники московских матшкол укрепили экономику США, Европы и Израиля. А современная Россия, похоже, в умных не очень нуждается, а граница, в отличие от СССР, открыта. Так что Россию эти школы не укрепят.
В математических классах советские родители были редкостью, все больше антисоветские.

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-07-26 05:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] polenova.livejournal.com - Date: 2022-07-26 07:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-07-26 02:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] wild-mistess.livejournal.com - Date: 2022-07-31 05:18 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-07-31 05:19 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vsparrow.livejournal.com - Date: 2022-07-26 07:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] polenova.livejournal.com - Date: 2022-07-26 08:18 am (UTC) - Expand

Date: 2022-07-26 02:52 am (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Она и у нас была классным руководителем в 10-м классе, после того как Иннушка нас покинула - то есть, выпустив вас, она тут же перешла к нам. Присоединяюсь к каждому твоему слову, за исключением оценки как лучшего учителя - для меня таким все-таки был Раф. На мой взгляд, у Серафимы главным был не педагогический талант, а человеческое достоинство, и она была даже не столько учителем, сколько воспитателем. Предмет свой она преподавала хорошо, но за этим все же не чувствовалось большого мира настоящей химии - ну, или по крайней мере я у нее не могла его уловить (взяла из других источников - тогда как раз вышел русский перевод очередного издания "Общей химии" Полинга, и мы его все читали).

А что это за "Зеленая Надька"? Кажется, нас она миновала - после Иннушки у нас по литературе была так называемая Кенгура (Бог знает, почему мы ее так прозвали - по-настоящему ее звали, если правильно помню, Светлана Сергеевна). Она вроде бы никакой доносчицей не была, и даже по-человечески была неплохой, но уж больно блеклой, и ей от нас сильно доставалось - хотя та же Серафима нас в этом смысле одергивала. В частности, мы наотрез отказались читать дома программную "Поднятую целину", и в итоге мы ее читали вслух в классе :)

Кстати, когда выяснилось, что в твой год биокласса не будет, ты могла бы попробовать перескочить через год. У нас потом так сделали два мальчика в одном из более поздних наборов, по той же причине - и отлично справились. Врпочем, теперь уже нет смысла об этом рассуждать :)

Date: 2022-07-26 03:23 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Мне не надо было перескакивать вверх или вниз, я поступила в биокласс на метро Университет, вроде 111-я? Забыла номер школы. Но потом решила остаться в 57-й. Я задним числом очень этому рада. Мне это здорово вправило мозги по математике, и профессионально очень помогает. Я перестала бояться и поняла свои лимиты. А биологию я и так хорошо знала. В общем больше биологии мне было не нужно.

Зелёная Надька из школы быстро ушла, не задалось у нее доносительство. Там была некая история, но я ее знаю из третьих рук, не ручаюсь. Мне кажется, что ее выжили Серафима и Н.Е. за доносительство. А помог им Толстый Вадик (учитель истории), который был настоящим КГБэшным куратором, и который лишнего кипеша не хотел. И вообще Вадик был фигурой сложной. Но Серафима о нем нас не предупреждала.

А учитель для меня - это учитель жизни. С наукой я сама справлюсь. На это есть учебники.

И ужасно я рада, что Серафима почти дожила до ста лет. Земля пухом!

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2022-07-26 11:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-07-26 02:35 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-07-26 03:23 am (UTC)
From: [identity profile] hard-squeeze.livejournal.com
Спасибо за интересный рассказ!

Через много лет после школы многое и оценивается по-другому. Но те из учителей, которые помогли нам стать теми, кто мы есть, не забываются и благодарность им будет вечной.

Date: 2022-07-26 04:08 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Да, именно так. Серафима нам показала, что такое человеческое достоинство, и отсутствие страха и суеты. И что при любых обстоятельствах можно вести себя правильно.

Date: 2022-07-26 04:05 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Хорошие люди часто не могут изменить обстоятельства, в которых они оказались. Но они могут оставаться хорошими людьми. И тем подавать достойный пример. И выращивать новых достойных людей. Увеличение количества достойных людей по-моему является хорошим вкладом в развитие всего человечества.

А если довести вашу логику до абсурда, то надо начать хотеть, чтобы Гитлер победил СССР. Чтобы России быть нищей. Но при таком раскладе меня бы на этом свете не было. Поэтому я не буду вставать на эту точку зрения.

А то, что прошлое вернулось, не есть вина Серафимы. Или родителей. Но это отдельный предмет разговора, к нему я не готова

Date: 2022-07-26 04:48 am (UTC)
From: [identity profile] vsparrow.livejournal.com
1. Ни в коем случае не хотел бы называть этих хороших людей плохими, тем более что лично я их не знал. В конце концов, если уж кому-то хочется указать перстом на неоднозначную фигуру "хранивших Совок", у нас всегда есть академик Сахаров, например, и прочие Зельдовичи :)

2. Нет, Гитлеру не надо было никого побеждать, там чистое беспримесное зло. К сожалению, я считаю, что России тоже не надо было побеждать - но такой вариант видимо невозможен в принципе, да и история меня не слушает, она идёт как идёт.

3. Я не знаю, чья тут вина. И мои размышления не были про ваши или чьи-то другие личные обстоятельства (извините, если я плохо сформулировал) - они были общего свойства, то есть насколько имеет смысл выращивать достойных людей в таких вот условиях. Потому что на прямой от Серафимы до Чулпан Хаматовой, Серебренникова и прочей Доктора Лизы очевидно нет внятной остановки - "тут ещё можно, тут уже нет". И если Доктор Лиза есть явное зло, прямая помощь подонкам и убийцам - то за сколько шагов от неё надо остановиться? Где мы можем "сохранить театр/школу", а где лучше не надо? Я не знаю. И хотя никакой общественно-значимой деятельностью не занят, вопрос моего вклада в ВПК этой страны меня тоже немного волнует (хотя такие размышления сейчас и недорого стоят).

Не исключаю, впрочем, что накладывает отпечаток то, что вопрос сохранения 57 школы для малообразованных людей типа меня, учившихся в обычных школах, где кому-нибудь били морду и отнимали деньги ежедневно при полном одобрении администрации, как-то не сильно стоял. И наверное поверни кто-то вопрос этой стороной уже к моим учителям (а среди них была пара-тройка порядочных людей, я надеюсь), мне также будет странно выслушивать претензии даже не то чтобы в их адрес - а скорее к самому существованию строя, в котором они жили и не имели никакой возможности даже осознать это, уж тем более что-то в нем менять. Так что да, извините - наверное мне не стоило размышлять про такие тонкие материи. Вредное занятие.

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-07-26 05:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vsparrow.livejournal.com - Date: 2022-07-26 07:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-07-26 02:13 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-07-26 05:52 am (UTC)
From: [identity profile] karantin.livejournal.com
Надо же, я учился в 56-й. Тоже можно сказать, что на Юго-Западе, от вас через лес. Состав преподавателей очень сильный, мне есть с чем сравнить, но общие впечатления остались тягостные. Кроме пары однокласников ни с кем встречаться не хочу. В отношении национальности и перспектив учебы - вопрос сложный. Моноэтнического состава быть не должно, я в этом точно уверен. Но если принимать по способностям, то вся Консерватория будет еврейской. И мехмат МГУ и языково-переводческие ВУЗЫ. В медицине - три четверти. Не уверен, что это хорошо. В Таиланде, к примеру, иностранцам вообще запрещено работать потому что они уничтожают местный рынок раб. силы - те неконкурентноспособны. Протекционизм, это так называется. Ничего личного.

Date: 2022-07-26 01:21 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

В 57-й не было моноэтнического состава. В основном мы были смешанного происхождения. И русских тоже было много. И никто из нас не был иностранцем, даже я с моим венгерско-американским дедом. Вообще-то наши предки за страну воевали, ее строили, их сажали и безвинно уничтожали. А потом нас дискриминировали по национальному признаку. Впрочем задним числом можно сказать, что зато мы уехали, оторвались, и больше не имеем отношения к тому безобразие, которое творится сейчас в России.

(no subject)

From: [identity profile] karantin.livejournal.com - Date: 2022-07-26 02:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-07-26 03:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] karantin.livejournal.com - Date: 2022-07-26 04:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-07-26 08:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] albetina.livejournal.com - Date: 2022-08-01 09:34 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-08-01 01:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] albetina.livejournal.com - Date: 2022-08-01 01:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] karantin.livejournal.com - Date: 2022-08-01 04:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] karantin.livejournal.com - Date: 2022-08-01 04:10 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-07-26 05:53 am (UTC)
From: [identity profile] marinusik55454.livejournal.com
Спасибо за добрые слова в адрес вашей учительницы. Очень тепло читать такое

Date: 2022-07-26 01:22 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Спасибо

Date: 2022-07-26 06:14 am (UTC)
From: [identity profile] ygr.livejournal.com
Интересный рассказ, спасибо!

Date: 2022-07-26 01:22 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Спасибо

Date: 2022-07-26 06:18 am (UTC)
From: [identity profile] ran-khar.livejournal.com

Хороший учитель это редкая удача.


Я училась в матшколе и из моего выпуска в МГУ поступил только один еврей и только потому, что выиграл международныю олимпиаду и не взять его не смогли, а остальные учились в нашем универе и кое кто профессоры в разных Америках. У моего сына в Израиле был совершенно чудесный учитель математики, который именно из тех кого тогда завалили в МГУ. С одной стороны почти трагедия, но для моего сына и других учеников подарок небес.

Date: 2022-07-26 01:23 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Да, это точно.

И задним числом все получилось у большинства выпускников нормально, жизнь сложилась.

(no subject)

From: [identity profile] ran-khar.livejournal.com - Date: 2022-07-26 02:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-07-26 03:08 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-07-26 06:53 am (UTC)
From: [identity profile] 0lenka.livejournal.com
Все-таки доступ к хорошему образованию — это та ещё привилегия. У нас, помнится, математические классы вёл патентованный дурак. Да что там, если наша учительница русского писала в журнале бестрепетной рукою «национальность: корейка»... Вот историчка и информатик в старших классах были хороши, да; но их быстро выжили, да и часов им давали немного. Но в любом случае немного было по стране таких школ, как ваша. У нас только к середине 90-х начало более-менее налаживаться.

Date: 2022-07-26 01:25 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Да, для организации хорошей школы при совке нужно было, чтобы собралась группа подвижников. И чтобы они жизнь и здоровье гробили в борьбе с системой. И такие к счастью были.

Date: 2022-07-26 08:25 am (UTC)
From: [identity profile] mb-b.livejournal.com
Что-то несколько похожее было и у меня. Людмила Николаевна К., учительница литературы (у нас она вела литературу в двух старших классах, 9-м и 10-м) и к тому же парторг школы. Но это была обычная школа, а я обычный балбес (теперь-то я задним числом понимаю, что у нее на уроках — между "посвященными" — шло обсуждение Стругацких и "Мастера", о которых я в то время понятия не имел). А когда нам к выпускным экзаменам добавили в билеты несколько вопросов по "сокровищнице бесценного опыта", она сказала буквально следующее, цитирую дословно: "История знает много случаев массового психоза." Добавив, что такое бывает не только в Китае и что она сейчас нам по-быстрому расскажет, как надо правильно отвечать на эти вопросы, после чего мы займемся чем-нибудь более интересным.

Не знаю, в истории нашего вида разные оттенки фашизма все-таки представлены куда как более богато, чем все остальное. Генетические последствия стайной жизни в саванне? Вот говорят, что с эффективностью общества фашизм становится несовместим, — так ведь то же самое говорили и коммунисты, что коммунизм докажет свое превосходство над капитализмом экономически. (Тут еще можно было бы процитировать пару страниц из ТББ.) Но у меня что-то сомнения вообще, что наше постиндустриальное общество — это про экономическую эффективность, скорее наоборот.

Date: 2022-07-26 07:53 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Хорошие учителя и нормальные люди много где были. Боюсь, что отрицательная селекция сильно снизила их число в современной России.

Фашизм, как мне кажется, связан с агрессией, давая ей выход в сторону "чужих". Агрессия несомненно нужна эволюционно, но внутри каждой ячейки ее нужно регулировать, а то сильные поубивают своих собственных потомков. Впрочем и часть своих можно объявить чужими.

Согласна, общество наше отнюдь не направлено на эффективность.

Date: 2022-07-26 09:08 am (UTC)
From: [identity profile] medvedkotula.livejournal.com

Спасибо Вам за рассказ и за тёплые воспоминания о России.
Рассказ о том, как целая школа держит фигу в кармане для государства-это сильно, я до этого такое от очевидцев не слышал.
Интересно.

Date: 2022-07-26 02:21 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Спасибо! Таких школ было несколько. И не только в Москве. И если бы ту же Серафиму тогда спросить, о чем вся эта борьба, то она бы наверно сказала, о спасении будущего России от тупых идиотов из власти. Она за Россию продолжала воевать в мирное время. И умерла в Москве, а не в Израиле.

(no subject)

From: [identity profile] medvedkotula.livejournal.com - Date: 2022-07-26 04:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-07-26 07:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] albetina.livejournal.com - Date: 2022-08-01 09:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-08-01 01:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] master-moose.livejournal.com - Date: 2022-09-04 08:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-09-04 08:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ivanova-ffm.livejournal.com - Date: 2022-07-26 03:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-07-26 07:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ivanova-ffm.livejournal.com - Date: 2022-07-27 12:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-07-27 03:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ivanova-ffm.livejournal.com - Date: 2022-07-27 05:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-07-27 08:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ivanova-ffm.livejournal.com - Date: 2022-07-28 06:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-07-28 07:06 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-07-26 09:11 am (UTC)
From: [identity profile] irviktoretti.livejournal.com
Царствие небесное прекрасному человеку 🙏 Надеюсь, что последние годы не были для нее мучительны и унизительны, как это слишком часто бывает.
Моя в сто лет ушедшая подруга сказала, что десять последних лет были лишними.

Date: 2022-07-26 02:22 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Спасибо! Я не знаю, что и как, и очень надеюсь, что ей было нормально.

From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] irviktoretti referenced to your post from Мой комментарий к записи «Лучшая учительница в моей жизни» от mary_spiri (https://irviktoretti.livejournal.com/389040.html) saying: [...] сказала, что десять последних лет были лишними. Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий [...]

Date: 2022-07-26 03:03 pm (UTC)
From: [identity profile] ignorantis.livejournal.com
Достойный рассказ о достойном человеке. Здорово, что у вас был такой замечательный учитель.

И да, хорошо, когда достойные люди долго живут.
Вот только сами бы они как к этому отнеслись?
Я не причисляю себя к таким людям, и мне пока до 90 лет далеко, хотя уже за 60, но 24.02 меня вдруг стала прямо мучить мысль о том, что надо умирать вовремя. Не дожить до такого. Это невыносимо..

Date: 2022-07-26 03:10 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Да, есть такой момент. Впервые порадовалась, что папа уже не увидел нынешнего безобразия...

(no subject)

From: [identity profile] ignorantis.livejournal.com - Date: 2022-07-26 03:15 pm (UTC) - Expand

Элитные школы в СССР

Date: 2022-07-26 05:24 pm (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] ivanova_ffm referenced to your post from Элитные школы в СССР (https://ivanova-ffm.livejournal.com/721012.html) saying: [...] Тут попалась занятная история https://mary-spiri.livejournal.com/158961.html [...]

Date: 2022-07-26 07:35 pm (UTC)
From: [identity profile] alekseylk.livejournal.com
Что самое любопытное, уже не в первый раз замечаю что самыми ярыми антикоммунистами являются люди с насквозь советским воспитанием, прожившие в СССР все свое детство и молодость и даже начало зрелости, как собственно автор темы (выпускница МГУ 1984 года). Или когда пчелы бунтуют против меда не того цвета и сорта, иными словами (ну мед цветом не вышел, и поэтому весь улей плохой).

В конце концов СССР сломали (в том числе как раз выпускники таких вот элитных школ), и небольшая часть населения (в лице тех же выпускников 57-й школы) сразу же рванула кто куда (ведь их в этом ужасном СССР очень качественно обучили, вот ведь какая засада то). Но большая часть страны осталась и оказалась в варварской эпохе 90-ых (и они этого не просили). Гордится тем, что 57-я школа в лице ее учителей и выпускников активно поучаствовала в этом процессе (приближение эпохи варварства со своим антикоммунизмом) — как то странно. А впечатление от поста складывается именно такое.

PS. ну и конечно не забываем, что только в ужасном СССР можно было получить первоклассное школьное математическое образование даром, по итогам собеседования, а не занеся за это образование много сотен долларов, как это делается во всех странах продвинутого и цивилизованного золотого миллиарда.
Edited Date: 2022-07-26 07:47 pm (UTC)

Date: 2022-07-26 09:40 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Меня восхищает ваше умение передёргивать и подтасовывать. А так же игнорировать очевидное. Например, ваше утверждение про мое начало зрелости, проведенное в совке. Не успела, и даже молодость не всю там провела, к счастью. Или вы окончание МГУ считаете зрелостью? Я - нет. Я уехала рано, и распад происходил без меня, я только деньги родным посылала, чтобы они не голодали.

И спасибо за приписывание мне заслуги по развалу совка. Это прям как орден. Опять-таки не по адресу, у меня для этого силенок бы не хватило. Но дело достойное. Ибо Карфаген должен быть разрушен. А эпоха варварства после разрушения это расплата за эпоху людоедства до разрушения. И за наш вегетарианский застой. И то, и другое впрочем тоже не наша заслуга. А антикоммунизм был в то время единственной достойной позицией, уж больно нехорош был этот самый коммунизм.

PS. Первоклассное математическое образование в странах золотого миллиарда, вроде Германии, можно получить бесплатно. В Штатах оно тоже доступно за самые разные деньги, и за бесплатно бывает по способностям. С моим уровнем тогдашней мотивации я бы его в любой стране получила. И только в совке мои родители учёные с признанными талантами и степенями получали меньше, чем водитель троллейбуса. В странах золотого миллиарда они бы, если бы понадобилось, оплатили мою учебу. Как мы оплатили учебу моей дочери, без особых проблем, она стоила нам порядка 5% нашего годового дохода, и так 4 года. У нее была стипендия за хорошую учебу. Наши друзья оплатили сыну-лоботрясу Гарвард, это было примерно 20 процентов их дохода. Тоже не очень сильно их напрягло.

(no subject)

From: [identity profile] homaaxel.livejournal.com - Date: 2022-07-26 10:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] delimiter.livejournal.com - Date: 2022-07-28 08:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alekseylk.livejournal.com - Date: 2022-07-27 05:07 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-07-27 05:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alekseylk.livejournal.com - Date: 2022-07-27 05:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-07-27 02:23 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-07-26 08:13 pm (UTC)
From: [identity profile] montagnola.livejournal.com
Каким замечательным человеком была ваша учительница и как вам повезло её встретить! Светлая ей память!

Date: 2022-07-26 09:23 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Да, спасибо!

Date: 2022-07-26 09:59 pm (UTC)
From: [identity profile] homaaxel.livejournal.com
Вау! У вас в школе к детям относились как к равным и как к личностям. В нашей обычной окраинной московской школе после развала СССР учителя сменились на бывших инженеров, которые искали работу после закрывшихся заводов, и на третьекурсников, которые хотели заработать. Если студенты были просто раздолбаи, то бывшие инженеры считали, что мы должны на уроках сидеть и молчать, и вообще наше будущее — быть дворниками, ассенизаторами и проститутками. Довольно многие ушли из школы после 9 класса, недоучками, из 5 классов стало 3. Только одна девочка после 9 класса пошла в реставрационное училище, т.е. получать среднее специальное, остальные пошли продавцами или типа того. Выпуск 11 класса пришелся на 1995 год. В ВУЗы поступили многие, хотя так, для галочки, не работали по диплому.

Сейчас с удивлением читаю про образовательные системы других стран. Оказывается, с нами, с учениками, можно было по-человечески себя вести. Правда, то ли не умели, то ли не хотели. С тех пор наверстываю упущенное самообразованием.

Date: 2022-07-26 10:40 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Я первые 5 лет проучилась в обычной школе, и я ее сильно не любила. Мне было безумно скучно, и ужасно не нравились учителя. А с одноклассниками наоборот было хорошо, но одно другое не компенсировало.

И только в 57-й я поняла, что учителя бывают разные, в том числе и хорошие. И что с учениками могут они разговаривать не приказным лаем, а нормально, как с себе равными людьми. И что даже ругать можно по-человечески.

А до того это была семья против школы (родители меня всегда безоговорочно поддерживали и никогда - учителей).

(no subject)

From: [identity profile] homaaxel.livejournal.com - Date: 2022-07-26 11:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-07-26 11:39 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-07-26 11:41 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

В Штатах все зависит от места жительства, и в богатых районах сильно лучше школы. Но социальные лифты все же работают, знаю этому много примеров.

Date: 2022-07-27 08:10 am (UTC)
From: [identity profile] homaaxel.livejournal.com
В Германии ребенок привязан к школе по месту жительства только с 1 по 4 класс. А если посмотреть хорошие средние школы (после которых можно идти в ВУЗ), они будут только в очень хороших, самых дорогих, районах.

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-07-27 02:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] delimiter.livejournal.com - Date: 2022-07-28 08:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-07-28 02:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] homaaxel.livejournal.com - Date: 2022-08-02 11:17 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] delimiter.livejournal.com - Date: 2022-08-02 02:04 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-07-27 02:25 am (UTC)
From: [identity profile] rider3099.livejournal.com
Знаешь, приятно знать, что у кого-то были прекрасные учителя. Мне, если честно, некого вспомнить

Date: 2022-07-27 04:39 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Мне до 57-й тоже некого было, они все слились в некую неясную тень. Да и в 57-й были самые разные. Но среди них были замечательные, и это главное.

Date: 2022-07-27 06:00 am (UTC)
From: [identity profile] notabler.livejournal.com
Что-то частенько в ЖЖ попадается название вашей школы, немало и ее выпускников тоже. Хорошая школа, явно. И вы очень здорово описали атмосферу того времени. До прибытия в Москву на учебу я в провинции не слышала ничего особенно антисоветского, кроме анекдотов о руководителях - Хрущеве, Брежневе и прочих. Поэтому в Москве знакомство с некоторыми элементами этого было вначале шоком (песни Галича на слете КСП, к примеру) было шоком. Училась я в МИХМе, там евреев не принимали только на кафедры, где соприкалались с милитаристскими дисциплинами - ракетное топливо, к примеру. И то я узнала это случайно через несколько лет. Но вообще евреев было крайне мало в институте, несмотря на его второразрядность. Может, потому они и не шли, что ничего хорошего в нем не было

Date: 2022-07-27 08:31 am (UTC)
From: [identity profile] mb-b.livejournal.com
А мой отец в МИХМе преподавал математику. И подрабатывал натаскиванием абитуриентов к приемным экзаменам (отчего у нас все и было известно, где "берут", а где "не берут"). В МГУ экзамены были на месяц раньше, и амбициозная еврейская молодежь могла попытаться и пыталась попасть на мехмат — их "срезали", и они, как правило, благополучно оседали в МИИТе и "керосинке", где были кафедры прикладной математики. Обо всем этом в ЖЖ были не один и не два поста у хахама. Ну а я на математика никогда не тянул, в МИХМ по вполне понятной причине не захотел, и оказался в результате на химфаке "керосинки".

(no subject)

From: [identity profile] notabler.livejournal.com - Date: 2022-07-27 08:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-07-27 02:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-07-27 02:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kstatioptichkah.livejournal.com - Date: 2022-07-28 07:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-07-28 02:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ivanova-ffm.livejournal.com - Date: 2022-07-28 06:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-07-28 07:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ivanova-ffm.livejournal.com - Date: 2022-07-28 08:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-07-28 09:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ivanova-ffm.livejournal.com - Date: 2022-07-29 10:34 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-07-29 02:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ivanova-ffm.livejournal.com - Date: 2022-07-29 03:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-07-29 05:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ivanova-ffm.livejournal.com - Date: 2022-07-29 10:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-07-29 02:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ivanova-ffm.livejournal.com - Date: 2022-07-29 03:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-07-29 05:51 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-07-27 10:25 am (UTC)
From: [identity profile] net-ushky.livejournal.com
ежедневный синодик свой — поминальный список — заканчиваю перечислением именно школьных учителей.
причем одна из них, мария ивановна - наш школьный завуч, которая совсем никогда не вела у нас уроков, и слыла очень строгой, попала в тот список лишь за один случай, когда в наш в чем-то провинившийся класс призвали всю администрацию школы. и отчитывающий нас директор на минутку прервал свою обличительную речь, когда в класс входила мария ивановна. а входила она, глядя на притихших и затаившихся, как мышки, в страхе перед "начальством", пятиклассников, еле сдерживая свою улыбку, позволившую мне за её строгим видом и громким голосом различить безмерную любовь и доброту ко всем нам. и красивее той неуместной для ситуации искаженной улыбки мало что может вообще сравниться в выражении человеческой любви.

Date: 2022-07-27 02:54 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Да, детей в школе надо просто любить и уважать. Удивительно, как мало этого было в обычных школах при совке. Я была потрясена японской школой, куда ходила дочка. Там везде были любовь и уважение. А с ее учительницей начальных классов долго потом дружила.

(no subject)

From: [identity profile] net-ushky.livejournal.com - Date: 2022-07-27 03:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-07-27 03:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] net-ushky.livejournal.com - Date: 2022-07-27 03:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-07-27 04:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alekseylk.livejournal.com - Date: 2022-07-30 08:40 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-07-30 02:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alekseylk.livejournal.com - Date: 2022-07-30 06:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-07-30 06:50 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-07-27 07:33 pm (UTC)
From: [identity profile] taganay.livejournal.com
Спасибо. Жаль, что такие учителя были в меньшинстве.
Edited Date: 2022-07-27 07:34 pm (UTC)

Date: 2022-07-27 08:20 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

В 57-й хороших учителей было около 2/3. На этом школа и держалась.

Date: 2022-07-27 10:47 pm (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
Мы здесь познакомились с компанией старших товарищей, уезжавших в 80-90е, и я часто думаю, что целый слой классной инженерии был выдернут из страны. А это довольно трудно компенсировать, особенно в условиях переформатирования экономики.

Date: 2022-07-28 01:13 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

На данном этапе мне это кажется правильным. Не нужны сейчас России хорошие инженеры.

Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Profile

mary_spiri: (Default)
mary_spiri

January 2026

S M T W T F S
    123
4 5678910
111213 14151617
18192021 222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 24th, 2026 01:38 am
Powered by Dreamwidth Studios