mary_spiri: (Default)
[personal profile] mary_spiri
Как мне кажется, одна из главных причин нынешней российской ностальгии по совку - это тоска по предопределенности будущего и нежелание принимать решения. Для меня самой это именно так и было первые лет 10 после отъезда из России, а потом жизнь это из меня выбила, иногда довольно жестко. Однако лет до 25 я считала будущее предрешенным и определенным, и несмотря на множество проблем, мне и в голову не приходило, что может быть иначе. Во-первых, была очень любящая семья родителей, которые всячески помогали, в том числе и материально. И они жили внутри своей наезженой колеи, с предсказуемым будущим и с невозможностью жизнь поменять, в частности потому, что им этого не хотелось. Нерешенные проблемы, типа отсутствия хорошего жилья, их не сильно напрягали, у них было любимое дело (например, наука), постоянная работа, кругом культурный город Москва. А если такая жизнь годилась моим замечательным родителям, то я считала, такая жизнь годилась и мне, вроде как такая же. А во-вторых, меня очень сильно интересовала наука, я была увлечена биологией с 11 лет. Итак - все компоненты для предсказуемого будущего, совпадающего с родительской жизнью, были налицо. И был пример вполне счастливых людей перед глазами, чего еще хотеть.

А проблем тем не менее было много, многие на поверхности, вроде недостатка места для жилья. Болезнь ребенка, которую в совке лечили плохо. Отсутствие нормальной карьеры, ибо карьера в позднем совке делалась по партийной линии, или за счет связей, даже в науке. Отец со всеми его выдающимися работами оставался старшим научным сотрудником в силу политической неблагонадежности. Мама ушла в прикладной институт ради хорошей зарплаты, где им постоянно приходилось что-то клепать для военных. Мама смеялась над тем, какими идиотскими были, например, идеи этнического оружия, но заниматься этим ей не хотелось. Везде в науке начальство более молодого поколения было безмерно тупым, чьи-то дети и племянники, ничего не понимающие и не могущие (за очень редким исключением). Душная атмосфера позднего совка с ленинскими уроками, полит-информациями, поездками на картошку и на разборку гнилых овощей. Мелкий бытовой антисемитизм, дискриминация при приеме в институты и на работу. Вроде бы по сравнению со сталинским временем - без людоедства, все такое вегетарианское, свобода на собственной кухне в 6 кв метров. Но тошно, душно, бесперспективно. Зато все предопределено, ничего решать не надо. По накатанному - поступить в университет, выйти замуж, родить ребенка, тянуть лямку. Утешаться любимой наукой, друзьями, походами, редкими плюшками от жизни типа поездки в Болгарию. Радоваться, что родилась в Москве, в провинции гораздо тяжелее...

А мир в это время менялся и безвозвратно, а скорость перемен постоянно возрастала. Кстати, поговорив с американцами, меня поразило, что и у них когда-то была похожая ситуация предопределенности будущего. Особенно у исконных, родившихся в белых семьях в Америке. Получай образование, делай карьеру, и все тебе будет, дом к 30 годам, хорошее положение к 40, постоянная работа, иногда свой бизнес. Да, в Америке приходилось ради всего этого много пахать (в совке часто можно было просто лениво катиться по накатанной колее, если среда была подходящая). Но пахота в Америке чаще всего давала предсказуемую отдачу.

Не знаю, как и когда это изменилось в Штатах. Но даже и сейчас я иногда вижу те же настроения, причем обычно у ребят из обеспеченных белых семей. Они всерьез считают, что если все делать по прописи, быть хорошими, пахать и учиться, то для них воплотится американска мечта, и они процветут. Попадают в эту ловушку и наши молодые эмигранты. "У тебя может быть все, что тебе хочется, потому что ты этого заслуживаешь своей пахотой". Отсутствует понимание того, что в нынешнем мире пряников сладких хватает только для немногих, что жизни нет дела до того, что ты заслуживаешь лучшего, чем имеешь. И нету понимания, что за все приходится расплачиваться. Если ты заводишь ребенка, то расплачиваешься карьерой, даже если не хочешь платить, счет прилетит. Если ты не хочешь переезжать, а хочешь сидеть и работать на одном месте, и заниматься исключительно любимым делом, то карьера будет сильно хуже, если вообще будет. И вне зависимости от твоих усилий, стержень твоей жизни, будь то работа, или семья, или хобби, может распасться в один момент, похоронив тебя под руинами. И практически никто и ничто тебе тут не поможет (ну иногда все же семья, если они не погребены вместе с тобой под теми же руинами). И нужно будет снова с нуля заниматься жизнеустройством, и снова пахать, и снова на что-то надеяться, умом понимая, что история может повторяться вновь и вновь.

Читаю сейчас серию Колесо Времени, и примерно все то же - бесконечный круг начала и конца, надежда на лучшее и понимание того, что все будет, как было. Мир изменился, в нем нет стабильности и предопределенности, и соломки себе не подстелишь, ибо не знаешь, где упадешь. В этом есть и свое счастье - например, я раньше совершенно не догадывалась, что мне противопоказано жить в больших городах. И что мне необходима природа прямо рядом, большие горы, океан, лес. И что на самом деле, это мне важнее, чем даже любимая работа. Я не предполагала, что внутри биологии мне все равно, чем заниматься, что я всегда найду себе науку в новой области деятельности. И смогу получать радующие результаты, за которые мне будут плюшки и восхищение коллег. Я думала, что я хочу заниматься фундаментальной наукой, конкретно на растениях. А счастлива сейчас тем, что разрабатываю прикладные тесты для иммунологии, и никогда еще не чувствовала себя более нужной и на своем месте. Увы, и это может накрыться медным тазом, хотя до пенсии уже недалеко.

А в целом жизненные пертурбации здорово ставят мозги на место. Узнаешь себе цену, узнаешь свои ограничения, узнаешь, что тебе на самом деле нужно от жизни. И наконец расставляешь свои собственные приоритеты так, как надо тебе, а не так, как жили твои родители, или живут твои друзья и знакомые. Иногда получаешь приятные сюрпризы. И привыкаешь отвечать за себя, и учишься действовать, а не сидеть и ждать у моря погоды. Принимаешь зековский принцип "не верь, не бойся, не проси", а когда он входит в плоть и кровь, то теряешь уязвимость. Приходишь на работу в день великой реструктуризации с увольнением 10% личного состава, и всерьез не ощущаешь никакой тревоги за себя. Ну уволят, ну переживу. Ну не уволили, ну хорошо, до следующего раза. Глядишь на молодежь, которая бродит в растеряности, и думаешь - и вы научитесь: "если зайца долго бить, то он научится спички зажигать".

А другая и, как я надеюсь, большая часть американской молодежи с юности осознает, что традиционная американская мечта видоизменилась, и надо приспосабливаться и проявлять гибкость. Заниматься не тем, чем хочется, а тем, чем нужно. Находить свое место путем длинного сложного поиска. Не ждать награды за пахоту, и привыкать платить по всем счетам, добрая фея не приходит помочь хорошим мальчикам и девочкам. Надо сказать, что если кто сохраняет иллюзии - так это те самые белые дети из обеспеченных семей. Я вообще заметила, что нац. меньшинства, эмигранты и люди нетрадиционной ориентации часто бывают гораздо более взрослыми и житейски умными, чем их обычные сверстники из традиционной белой Америки. Потому что они раньше сталкиваются с проблемами неопределенности, неприятия, поиска своего пути.

А вывод из всего этого базара состоит в том, что стабильность и предсказуемость накрылась медным тазом уже для нашего поколения, не говоря уж про более молодых. Может что-то оставалось в России до нынешней войны, особенно у тех, кто со связями и блатом. Думаю, что сейчас ситуация изменилась. И в России будущее столь же неопределенно, даже в привычной среде.

А эмиграция никак не гарантирует хорошее будущее, даже если делаешь все по уму. Но сильно расширяет поле возможностей, давая пространство шевелиться и пробовать новое. И в силу широкого спектра путей, вероятность найти себе то, что греет и радует, возрастает. А пути назад нет, мир изменился. И горе тем, кто не готов на пахоту, компромиссы и приспособление. А тем, кто готов - может случиться награда: найти свое место, или хотя бы просто "покой и волю".

Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Date: 2022-06-08 09:19 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Дети (https://www.livejournal.com/category/deti?utm_source=frank_comment), Наука (https://www.livejournal.com/category/nauka?utm_source=frank_comment), Общество (https://www.livejournal.com/category/obschestvo?utm_source=frank_comment), Семья (https://www.livejournal.com/category/semya?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2022-06-08 09:58 pm (UTC)

Date: 2022-06-08 09:31 pm (UTC)
From: [identity profile] zilant17.livejournal.com
Как же правильно все написано ... Тоже было такое "мне и в голову не приходило, что может быть иначе", и поиски предсказуемости и обиды на то что ее не находилось. Вырастать из иллюзий было непросто.

И просто отлично что в конце результат оказывается в общем положительным :)

Date: 2022-06-08 10:00 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com
Спасибо, может мне просто повезло. Хотя большинству друзей и знакомых, одноклассиников и однокурсников - тоже. У нас уехала примерно половина, кто куда. И все более-менее приспособились, и вполне довольны.

Date: 2022-06-08 09:38 pm (UTC)
From: [identity profile] rider3099.livejournal.com
Для меня предопределенность исчезла с распадом СССР. Пришлось включаться и заниматься действительно не тем, что нравится, но тем, что приносит хорошую зарплату. Ты права — интересное можно найти и в не совсем любимом виде деятельности. И получать удовольствие.

Date: 2022-06-08 10:01 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com
Совершенно согласна. Главное - трепыхаться, пробовать, активно искать. Конечно это делать не хочется, поэтому скорее хорошо, когда жизнь заставляет.

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2022-06-08 10:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rider3099.livejournal.com - Date: 2022-06-08 10:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-06-08 10:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rider3099.livejournal.com - Date: 2022-06-08 10:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-06-08 11:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2022-06-08 11:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-06-08 11:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2022-06-09 12:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-06-09 12:50 am (UTC) - Expand

Date: 2022-06-08 10:24 pm (UTC)
From: [identity profile] katryn1771.livejournal.com
В мое время в России после окончания института вообще уже было понятно, что все беспросветно. Зарплата врача в провинции одна из минимальных. Даже хотя была ясная перспектива интернатура-ординатура-аспирантура- определённости не было в плане, на какие деньги это осуществлять.
А здесь обеспеченная молодежь идёт по простому пути и ищет фан.

Date: 2022-06-08 11:23 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Насчёт американской молодежи, вокруг меня они изрядно пашут, и не ищут простых путей. Может мне так повезло, но я искренне восхищена окружающей молодежью. Те же коллеги по работе молодого возраста, друзья дочери и зятя, они себе фан позволяют, но это не приоритет.

А при совке было очень материально трудно идти по выбранному пути, если речь шла об интеллигенции. А без поддержки родных практически невозможно.

(no subject)

From: [identity profile] katryn1771.livejournal.com - Date: 2022-06-09 01:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-06-09 02:08 am (UTC) - Expand

Date: 2022-06-08 10:31 pm (UTC)
From: [identity profile] westa-hmr.livejournal.com
Мария, спасибо Вам огромное за этот пост!
Я сейчас в чужой стране, и это не турпоездка.
Учу новый язык, борюсь с обстоятельствами, как могу, как получается.
Хочется верить, что получится обжиться и приспособиться.

Date: 2022-06-08 11:25 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Непременно получится! Наши усилия, даже не приносящие немедленной отдачи, обычно действуют на нас самих, делают нас сильнее и разумнее. Удачи вам!

Date: 2022-06-08 10:47 pm (UTC)
From: [identity profile] annie-celeblas.livejournal.com
Замечательный текст! И да, все так.
Я сейчас в процессе поиска новой работы, и так страшно — можно же остаться сидеть в теплом болоте старого места, а можно начать больше работать на новом, где интереснее и перспективнее.
Выбирать между старым, знакомым и нудным, или новым, тяжелым и интересным.

Date: 2022-06-08 11:28 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Мне всегда помогало думать, что никакого выбора на самом деле нет. Что есть течение, тайный ход фишки, и меня тащит. И надо подгребать, рыпаться и стараться, а там куда-нибудь вынесет. А куда - предугадать нам не дано. Но нужно надеяться! Удачи вам!

(no subject)

From: [identity profile] annie-celeblas.livejournal.com - Date: 2022-06-09 05:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-06-09 05:58 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zilant17.livejournal.com - Date: 2022-06-09 03:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-06-09 04:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zilant17.livejournal.com - Date: 2022-06-09 04:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] koniglio.livejournal.com - Date: 2022-06-09 03:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-06-09 04:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] koniglio.livejournal.com - Date: 2022-06-09 04:25 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-06-08 11:35 pm (UTC)
From: [identity profile] olaff67.livejournal.com
Судя по кругу университетского общения сына, дети по-настоящему богатых семей действительно в колее — они все ждут либо семейного траста, либо вхождения на управляющую позицию в семейное предприятие. Там действительно мир более стабилен.

Date: 2022-06-09 12:52 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Среди моего круга таких нет. Все сами себя тянут, и вполне получается. Но надо пахать, пробовать, подстраиваться, изменяться в соответствии с обстоятельствами. И один из них уже вроде как первый миллион заработал.

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2022-06-09 01:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-06-09 02:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olaff67.livejournal.com - Date: 2022-06-09 03:12 am (UTC) - Expand

Date: 2022-06-09 12:23 am (UTC)
From: [identity profile] hard-squeeze.livejournal.com
Всё так: работа и постоянная готовность что-то менять и приобретать новые навыки--единственное, что позволяет остаться на плаву. Иначе скатишься и будешь влачить существование. И да, дети ставят точку на карьере. Ну или сильно её тормозят, как минимум.

Date: 2022-06-09 12:56 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Самое для меня хорошее было - это приобретение привычки меняться, подстраиваться и учиться. Когда уже не страшно, хотя иногда трудно. Типа ко всему можно привыкнуть.
А сейчас сижу в хорошем месте, и периодически борюсь с привычкой к перемене мест. Спрашиваю саму себя: уже три года, может пора работу менять? Или расслабиться и продолжать, ведь нравится. Главное, что убеждает не рыпаться, это наша группа, совершенно чудесный народ, очень умные и очень хорошие. И мне с ними так хорошо, что пока они тут, буду сидеть ровно.

Date: 2022-06-09 02:24 am (UTC)
From: [identity profile] penetrat0r.livejournal.com
А ничего не гарантирует что-либо. Но таки есть разница в вероятностях... ;-)

Date: 2022-06-09 02:30 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

При совке мне лично казалось, что все гарантировано. Но это по молодости и глупости. Впрочем стоны о том, почему же со мной такой хорошей вечно случаются проблемы, я слышала не раз и от вполне зрелых людей.

(no subject)

From: [identity profile] penetrat0r.livejournal.com - Date: 2022-06-09 03:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-06-09 03:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] penetrat0r.livejournal.com - Date: 2022-06-09 03:49 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-06-09 03:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chitatel-goda.livejournal.com - Date: 2022-06-09 09:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] penetrat0r.livejournal.com - Date: 2022-06-09 01:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] virginian.livejournal.com - Date: 2022-07-17 06:18 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-07-17 03:52 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-06-09 04:23 am (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
""У тебя может быть все, что тебе хочется, потому что ты этого заслуживаешь своей пахотой". Отсутствует понимание того, что в нынешнем мире пряников сладких хватает только для немногих, что жизни нет дела до того, что ты заслуживаешь лучшего, чем имеешь. "

Так вот же, вы сами сказали! Именно по этому люди и тоскуют. По гарантированному "заработал — получи". Пусть не карьеру, пусть какой-то гарантированный достаток и свое мелкое семейное счастье. Мысль о том, что ты будешь пахать двадцать лет, из тебя выжмут все соки насухо, до полного выгорания, а сладкий пряник достанется не тебе, а, допустим, чьему-то сыночку, пусть не тупому, пусть не менее талантливому, чем ты — но ему, а не тебе, потому что у его семьи связи, нет, не "блат", а именно связи. В любой момент все поменять и уехать в другой город или другую страну — это силы надо иметь, энергию и хорошо бы еще какую-то поддержку извне. Ну хотя бы чтобы денег прислали, есичо. Моя знакомая, тоже биолог, лет десять мечтала уехать. У нас-то тут болото, а у них-то там такие лаборатории, такие перспективы!.. Приехала, лет пять промыкалась, уехала обратно ярой коммунисткой. Потому что обнаружила, что перспективы-то есть, только не для тебя, девочка. Ты попаши по двенадцать часов шесть дней в неделю, а как износишься, мы тебя выкинем и возьмем новую. Вот по тому люди именно и тоскуют, чтобы к ним не относились как к биомусору.

Date: 2022-06-09 05:03 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Увы, гарантированного нету. А поддержка извне помогает, только если она решает все проблемы. Ну то есть если дают столько ресурсов, что самому трепыхаться уже не надо. Вопрос в том, где такую поддержку взять. Поэтому остаётся только одно - искать, пробовать новое и разное, самостоятельно пробиваться, и не питать иллюзий.

Чтобы к тебе не относились, как к биомусору, надо четко осознавать себе цену и самому активно пребывать в поиске. Ваша знакомая пыталась проехать по накатанной колее, не понимая, что эта колея уже никуда не ведёт. И тут нечего тосковать, тут надо просто признаться себе в том, что реальность отличается от иллюзий. И попытаться принять реальность и найти себе в ней место.

Когда я приехала в Штаты вдвоем с дочкой в 99-м, то мне многие говорили, что вот будешь пахать и сделаешь академическую карьеру. Пахать я умела хорошо, в Японии в пример японцам ставили. И если бы я продолжала заниматься безнадежным делом делания академической карьеры, то выгорела бы, ничего не добившись. Ибо академические позиции - это очень ограниченный ресурс, которого резко не хватает. К счастью, нашелся близкий человек, который сказал: не светит, сколь бы ты хороша не была, не получится. Ставь себе другие реалистические цели. И четко пойми, с чем готова, а с чем не готова мириться. И если принимаешь рабство в академии по соображениям выгоды, например, грин карту получить, то не жди этого от этого рабства карьеры. А получи грин карту, и сразу отваливай. И я ушла из академии через 3 недели после получения грин карты. Хотя меня недавно перевели в частичные профессора (без теньюры). Я перешла в тех поддержку биотех компании. Когда меня во время интервью спросили, почему я ухожу с хорошей позиции, я ответила, что эта профессорская позиция только кажется хорошей, что это тупик, продолжение рабства, и мне это больше не надо.

Через три года мне пришлось вернуться снова в академию, после переезда. Другой работы не было. И там я сознательно отказалась от другой псевдо-профессорской позиции. Понимая, что это очередной хомут на шею, а не открывающаяся карьерная возможность. Работала я там 10 лет. И на все приставания на тему "тебе надо карьеру делать", я отвечала, что беру деньгами, "спасибо" мне не надо, а вот три рубля в самый раз. А если не можете платить, то дайте свободу, я себе сама найду денег. И мы с мужем получили свой грант, а в университете я работала на полставки. Когда моя шефиня принялась меня дергать на тему вечной благодарности за предоставленное рабочее место, я ей сообщила, что вариантов два: либо я уйду, и она лишится той половинки меня, которую имеет, либо она закончит этот пустой разговор. Она закончила разговор, и больше меня не дёргала. А когда академический институт развалился, а шефиня оказалась у разбитого корыта со своей профессорской позицией, я спокойно снова ушла в биотех. И это получилось, хотя поиск был непростым.

Увы, новая работа оказалась связана с фуфловым проектом, я про это написала по тегу Мастера продаж. Можно было сидеть пока платили. Но на самом деле надо было уходить ради долгосрочной перспективы. И я ушла в совершенно новую для себя область клинических анализов. Очень было трудно снова начинать почти с нуля. Зато через год оказалось, что теперь я легко могу найти новую хорошую работу в гораздо более приятном месте. А на новом месте оказалось, что я им очень нужна. И к моим словам, что все благодарности и продвижения лучше выдавать деньгами, отнеслись серьезно. И в общем даже какая-то карьера нарисовалась, хотя и не нужна она вовсе. И я снова поняла, что цели себе надо ставить реальные, и гибкость проявлять.

Date: 2022-06-09 04:33 am (UTC)
From: [identity profile] alekseylk.livejournal.com
«Как мне кажется, одна из главных причин нынешней российской ностальгии по совку - это тоска по предопределенности будущего и нежелание принимать решения» — любопытно среди кого ностальгия? Среди тех кому за 50? Тот факт что они ностальгируют не по совку, а по молодости и по временам когда небо более было синим а трава более высокой видимо не рассматривается. Ностальгируют те кому 40? Они от СССР запомнили только крайнюю степень распада, ну наверно я допускаю что есть отдельные декаденты и эстеты, которым такая атмосфера по нраву, но большинству точно нет. Большинство тех кому 40 как раз только последние лет 10 в массе своей и жить начало нормально, им этот СССР даром не дался. Ностальгируют те кому 30? Они СССР никогда не видели, они ностальгируют по тому чего нет? Ок, а еще можно ностальгировать по жизни на Марсе, почему нет?

У меня вообще складывается стойкое ощущение, что автор по другую сторону океана о современном российском обществе судит исключительно по сводкам новостей с первого канала (которые никто моложе 40 и не смотрит от слова совсем). Это примерно как в посте автора про создание экспрессом своей науки на уровне США после начала спецоперации — все хорошо, если бы нашелся хоть один человек с улицы (условно), который бы не только в это бы поверил, но хотя бы слышал о таком намерении. Я кому не рассказываю про эту новость все смеются. А автор поста аж такой пост на эту тему накатала (выстрел в пустоту).

“Заниматься не тем, чем хочется, а тем, чем нужно» — наверное в этой фразе заключена квинтэссенция мировозрения автора поста. Что не сделаешь ради вкусной колбаски и дома на берегу. Нет, нормально все, так ведь и рассуждает большинство. Сразу вспоминается фильм Гадкие Лебеди (2006), надеюсь автор слышала про одноименную книгу Стругацких в основе сценария. Там в конце такая хорошая фраза звучит от девочки уровня Гаусса, к которой общество применило лекарственную лоботомию: Чему меня здесь учат (в обществе)? Что надо быть как все, надо любить то, что нравится всем, надо себя заставить…

PS. «И горе тем, кто не готов на пахоту, компромиссы и приспособление» — любопытно, как бы отнеслись к этим словам такие уважаемые господа как Григорий Перельман, Чарльз Дарвин, Майкл Фарадей и далее по списку, которые как то не были замечены ни в компромиссах, ни в приспособленчестве, и которых очень сильно гнобили как раз за отсутсвие этих вышеперечисленных великолепных качеств (кроме пахоты).
Edited Date: 2022-06-09 05:07 am (UTC)

Date: 2022-06-09 05:29 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com
Вкратце: ностальгия у тех, кто в России сейчас пытается построить совок версии 2, путем закручивания гаек и развязывания агрессивной войны в Украине. И если посмотреть на горы красных гвоздик у могилы Сталина возле кремлевской стены, а так же на молодые лица тех, кто их приносит, то делается страшновато, назад в прошлое хотят довольно многие. Кстати, ваша терминология про спецоперацию - это хороший показатель ваших воззрений.

Про создание своей российской науки среди российских чиновников не говорит только ленивый. Сейчас и свою систему образования собрались создавать. И интернет свой. И свою автомобильную промышленность.

"Гадкие лебеди" - это в первую очередь книга, в которой нет никакой девочки с лоботомией. Очень советую перечитать и убедиться.

Чарльз Дарвин и многие другие учёные имел наследственное состояние и мог заниматься тем, чем хотел. Другим надо кормить семью.

Заниматься востребованной наукой, которая работает на благо пациентов - весьма приятное занятие, и ещё и неплохо оплачиваемое. И интересное. А дом на берегу океана - это прекрасно. Так что не надо завидовать, лучше порадуйтесь за меня. А я порадуюсь за вас, вам нравится борьба с борьбой ради борьбы. И мне кажется, что вы тоже своей цели добились, хотя бы в комментариях в ЖЖ.

И последнее - я уже раза два писала, что дискутировать с вами я не хочу. Мне скучно. Поэтому ваши комментарии, на которые мне не хочется отвечать, я буду стирать.

(no subject)

From: [identity profile] elrond1-2eleven.livejournal.com - Date: 2022-06-09 05:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-06-09 05:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elrond1-2eleven.livejournal.com - Date: 2022-06-09 07:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-06-09 02:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elrond1-2eleven.livejournal.com - Date: 2022-06-10 05:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-06-10 05:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elrond1-2eleven.livejournal.com - Date: 2022-06-10 05:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-06-10 05:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elrond1-2eleven.livejournal.com - Date: 2022-06-10 05:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-06-10 05:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elrond1-2eleven.livejournal.com - Date: 2022-06-10 05:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-06-10 02:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elrond1-2eleven.livejournal.com - Date: 2022-06-11 08:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] crown-athlete.livejournal.com - Date: 2022-06-15 09:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-06-15 01:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alekseylk.livejournal.com - Date: 2022-06-09 11:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-06-09 04:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lazybird-ru.livejournal.com - Date: 2022-06-09 11:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-06-09 02:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lazybird-ru.livejournal.com - Date: 2022-06-11 06:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-06-11 02:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lazybird-ru.livejournal.com - Date: 2022-06-11 04:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-06-11 09:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chitatel-goda.livejournal.com - Date: 2022-06-09 10:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alekseylk.livejournal.com - Date: 2022-06-09 11:40 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-06-09 04:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-06-09 02:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chitatel-goda.livejournal.com - Date: 2022-06-09 03:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-06-09 04:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elsa-gandler.livejournal.com - Date: 2022-06-09 12:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alekseylk.livejournal.com - Date: 2022-06-09 12:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-06-09 02:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alekseylk.livejournal.com - Date: 2022-06-09 02:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-06-09 04:27 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-06-09 05:46 am (UTC)
From: [identity profile] elrond1-2eleven.livejournal.com
А есть она, эта ностальгия-то?

Date: 2022-06-09 05:48 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Настроения по типу "а в тюрьме сейчас макароны дают" постоянно проскальзывают. И сожаления о том, что я вот пашу, а ни черта не получаю, а вот раньше было совсем не так. Может это и не ностальгия?

(no subject)

From: [identity profile] elrond1-2eleven.livejournal.com - Date: 2022-06-09 06:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anna-bpguide.livejournal.com - Date: 2022-06-09 08:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elrond1-2eleven.livejournal.com - Date: 2022-06-09 08:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anna-bpguide.livejournal.com - Date: 2022-06-09 08:31 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elrond1-2eleven.livejournal.com - Date: 2022-06-09 09:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-06-09 02:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elrond1-2eleven.livejournal.com - Date: 2022-06-10 05:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-06-10 05:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elrond1-2eleven.livejournal.com - Date: 2022-06-10 05:44 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-06-10 05:49 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elrond1-2eleven.livejournal.com - Date: 2022-06-10 05:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-06-10 02:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elrond1-2eleven.livejournal.com - Date: 2022-06-11 08:38 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-06-09 06:44 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Спасибо! Много думала про себя, про то, как повезло в позднем совке, как всю жизнь сама для себя сужала поле возможностей, жизнь катилась не по колее (какая уж тут колея в 90-е), но по вынужденным обстоятельствам и пространство выбора появилось (было осознано??) буквально несколько лет назад. Однако ощущения стабильности в полной мере не было пожалуй никогда. Только сейчас уж очень противно и обидно.

Date: 2022-06-09 07:16 am (UTC)
From: [identity profile] galenel.livejournal.com
"Заниматься не тем, чем хочется, а тем, чем нужно"
Это простой и легкий путь, которому следует 90 процентов людей. И они обычно очень несчастны. Потому что треть жизни посвятить чему-то нелюбимому - это надо очень сильно не любить себя. Никакие деньги не окупят. Редкий счастливец найдет то, что ему хотя бы не противно, вы, видимо, из их числа.
Я очень рада, что не пошла по этому пути и стала работать по специальности. Которую выбирала, которая была мне интересна. Мне уже 23 года никто не верит, что можно зарабатывать санскритом. Да, это очень нервно, потому что никакой стабильности, никаких гарантий для частного преподавателя никогда не будет. Зато какая радость - не на дядю, не бумажки в офисе перекладывать, не продавать чёрти что, а любимое дело, которым хочется заниматься.

Date: 2022-06-09 11:03 am (UTC)
From: [identity profile] liber-polly.livejournal.com
Я с вашими доводами не соглашусь. Это кому как.
Обычно люди в другой профессии или другой работе находят что то интересное, а потом и увлекаются.
Я меняла профессию много раз, переезжала из страны в страну, опять меняла (аккумулируя опыт с предыдущих работ).
И мне интересно, каждый раз, и приятно, что нанимают в той стране, куда мне хочется, и с relocation. И деньги платят, что тоже приятно.

(no subject)

From: [identity profile] galenel.livejournal.com - Date: 2022-06-09 11:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] liber-polly.livejournal.com - Date: 2022-06-09 03:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] galenel.livejournal.com - Date: 2022-06-09 03:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-06-09 04:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] galenel.livejournal.com - Date: 2022-06-09 05:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-06-09 07:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-06-09 04:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] friendlystrnger.livejournal.com - Date: 2022-06-09 03:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-06-09 04:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-06-09 04:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] galenel.livejournal.com - Date: 2022-06-09 05:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-06-09 04:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] galenel.livejournal.com - Date: 2022-06-09 05:34 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-06-09 07:53 am (UTC)
From: [identity profile] midzenis.livejournal.com
Спасибо, хороший текст.

Date: 2022-06-09 08:13 am (UTC)
From: [identity profile] anna-bpguide.livejournal.com
Это была иллюзия стабильности и предсказуемости.
Потому и не хотелось с ней расставаться, как со сказкой. Но что это иллюзия, можно было догадаться.

Date: 2022-06-09 04:47 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com
Да, конечно иллюзия. И у многих в жизни случалось все совсем не так, как хотелось и предсказывалось.

Date: 2022-06-09 10:23 am (UTC)
From: [identity profile] sova-f.livejournal.com
Хорошо бы получить нужную и конвертируемую профессию — а там все приложится.
Вот с детьми — это да, дело совершенно непредсказуемое...

Date: 2022-06-09 11:00 am (UTC)
From: [identity profile] liber-polly.livejournal.com
Это теория, и она не очень работает.
Надо иметь внутри двигатель.
Ты сколько вот раз профессию меняла? Не раз, наверное.

Я раз 10, точно. Мое образование — зоология позвоночных — не конвертируемо ни разу. И на академическую позицию в России я не попала по причине отсутствия прописки в столичных городах.

(no subject)

From: [identity profile] sova-f.livejournal.com - Date: 2022-06-09 11:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elsa-gandler.livejournal.com - Date: 2022-06-09 12:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] liber-polly.livejournal.com - Date: 2022-06-09 03:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-06-09 04:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-06-09 04:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sova-f.livejournal.com - Date: 2022-06-09 04:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-06-09 05:00 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-06-09 03:40 pm (UTC)
From: [identity profile] pili-grimka.livejournal.com
Мне пришлось расстаться с мечтой о науке ещё в первые годы эмиграции. Я более двух декад занимаюсь совсем не тем, к чему лежит душа — просто потому, что это "не то" обеспечивает меня материально и предоставляет определённую стабильность. Порой я грустила по несбывшимся надеждам и планам, но эта грусть прошла с тех пор, как я познакомилась с женщиной-биологом ваших лет. Она в Канаде 14 лет, зоолог, PhD, невероятная умница и энтузиастка своего дела, очень активная, просто пучок энергии. И.. крайне нестабильна в финансовом плане. Постоянной работы нет — только кратковременные контракты, всё время вынуждена что-то искать. Чтобы как-то оставаться на плаву, свой дом сдаёт, а сама живёт там же в бейсменте. Она влюблена в то, чем занимается и ни за какие плюшки не променяет биологию на что-то другое.

И когда я вижу такую ситуацию, я смиряюсь со своей. Пусть моя работа уныла и неинтересна, но, наверно, лучше так, чем заниматься любимым делом, но при этом всё время волноваться о деньгах и жить в бейсменте.
Edited Date: 2022-06-09 03:43 pm (UTC)

Date: 2022-06-09 04:54 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com
Совершенно с вами согласна. У меня еще и давно приоритеты поменялись. В том смысле, что наука по-прежнему радует, но уже давно не настолько сильно, чтобы ради нее терпеть и страдать. Ибо определенный уровень достатка радует гораздо больше. И есть понимание, что в любой области науки, которой я буду заниматься, мне будет интересно, и я буду радоваться этим занятиям. В некотором смысле как компьютерные игры (которыми я совсем не увлекаюсь): есть много разных и интересных, залипать на одну особенного счастья не приносит.

Date: 2022-06-09 04:28 pm (UTC)
From: [identity profile] 2born.livejournal.com
Все так, да:((( Я вот оказался совершенно неготов, в результате жизнь без смысла, псу под хвост:(((

Date: 2022-06-09 05:01 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com
Ну жизнь никогда не бывает без смысла, особенно если ей радуешься.

(no subject)

From: [identity profile] 2born.livejournal.com - Date: 2022-06-09 05:08 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-06-10 03:20 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-06-10 04:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 2born.livejournal.com - Date: 2022-06-11 05:20 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2022-06-09 07:15 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com
Америка в науке дает наибольшие возможности и наиболее широкое поле. И она дает возможность быстрее легализоваться. Я получила грин карту через примерно 5 лет после приезда. Дом мы купили через 4 года после приезда. А моя знакомая биолог в Швейцарии была на птичьих правах 14 лет. И потом долго не могла купить дом, потому что ей его не продавали. В конце концов купила вроде бы квартиру, а может все еще нет, не знаю. Хотя она очень профессионально успешна.
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-06-09 08:37 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-06-10 05:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nataliasn.livejournal.com - Date: 2022-06-18 10:07 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-06-18 01:31 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-06-09 06:02 pm (UTC)
From: [identity profile] katryn1771.livejournal.com
Нам тут недавно сказали, что если заниматься 20% времени тем, что нравится ( из 100% рабочего времени), то это предотвращает выгорание.

Date: 2022-06-09 07:16 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com
Да, наверно где-то так, 20-30% того, что сильно нравится, тогда можно терпеть все остальное.

(no subject)

From: [identity profile] begem0t-kot.livejournal.com - Date: 2022-06-09 08:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2022-06-09 08:22 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-06-09 06:54 pm (UTC)
From: [identity profile] dmitriyandreev.livejournal.com
Ну в общем да.
Жизнь есть постоянная борьба, короткие промежутки, когда "надо просто делать по методичке и будет хорошо" — это были именно что короткие промежутки.

Date: 2022-06-09 07:18 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com
Главное по-моему это понимать, что хочешь получить в результате этой борьбы.

Date: 2022-06-09 07:02 pm (UTC)
From: [identity profile] dmitriyandreev.livejournal.com
Я вот так сформулирую.
1. В жизни нет "да/нет", есть вероятности.
2. Жизнь "как в СССР" можно устроить и тут. Масса народу, работая на государство, почти в СССР и живет. Только не в СССР "из агиток", а в реальном (только лучше). Ибо докрымские 100 руб — это примерно 1 руб середины 1980х, вот и считайте.

Date: 2022-06-09 07:20 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com
Давайте скажем, что было можно до войны. Что будет можно - это совсем другой вопрос. А то, что люди в России жили вполне хорошо, я наблюдала из года в год.

Date: 2022-06-09 07:39 pm (UTC)
From: [identity profile] begem0t-kot.livejournal.com
Великолепно написано. И, конечно, для каждого приоритеты разные, но вот свобода, это знание, что "все что не запрещено законом — разрешено" я бы никогда не променял на 10 сытых лет под диктатором.

Date: 2022-06-09 08:27 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Спасибо! На Западе есть свои ограничения свободы, но они зачастую разумны, а от некоторых из них нам эмигрантам легче жить (характерный пример это полит корректность). Я это не воспринимаю, как ограничение свободы. Равно как и обязанность стричь газон около дома. А путинская диктатура давно стала крайне неприятна. Но раньше она в общем не лезла в обычную жизнь. Сейчас, надо полагать, это изменилось.

Edited Date: 2022-06-09 08:29 pm (UTC)

Date: 2022-06-09 10:01 pm (UTC)
From: [identity profile] aleksei-borisov.livejournal.com
Я так понимаю, пост написан в преддверии увольнения с работы.
Красиво решили уйти, с гордо поднятой головой.
Наука превыше всего!

Date: 2022-06-09 10:42 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Вы неправильно понимаете. Меня не увольняют. И самой незачем с работы уходить. За прошлый год я получила повышение, бонус и пару наград за инновационное мышление. А суть поста как раз в том, что наука далеко не превыше всего. И вроде бы остальные комментаторы поняли, что я имею в виду.

Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Profile

mary_spiri: (Default)
mary_spiri

January 2026

S M T W T F S
    123
4 5678910
111213 14151617
18192021 222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 23rd, 2026 09:30 am
Powered by Dreamwidth Studios