mary_spiri: (Default)
[personal profile] mary_spiri
Когда я попадаю в дискуссии по поводу ГМО, меня поражает уровень страха, иррациональной жути, которую ощущают оппоненты по поводу генной инженерии. Некая вина за это лежит естественно на СМИ и Голливуде, которые расписывают совершенно магические сценарии изменения генетики по воле человека. Это все не имеет никакого отношения к реальной работе ученых, медленной, скучной, тяжелой, с кучей затыков, которые надо как-то обойти, с редкими озарениями и удачами, и постоянными мыслями о работе во сне и наяву. В одном фильме из серии "Миссия Невозможна" с Томом Крузом, оный Том прямо в самолете втыкает в оппонента некую палочку с экраном, и на экране тут же начинает появляться последовательность ДНК генома оппонента, которую Том читает чуть не вслух, сразу узнавая, кто это на самом деле. Обожаю эту сцену! В реальности подобный процесс займет дней 5-7.

Но вот что забавно, многочисленные анти-ГМО активисты похоже не возражают против использования генно-модифицированных клеток в лечении рака. Видимо рак - это еще большая экзистенциальная жуть, чем ГМО, и можно позволить лечить подобное подобным? Или просто ничего об этом не слышали. Особенно в России, где биотех развит слабо (несмотря на наличие пары-тройки очень приличных мест, где народ пытается). Однако здесь на собирательном Западе это все бурно развивается. Ибо такое лечение с помощью генетически модифицированных иммунных клеток пациента - это один из очень немногих известных способов полностью уничтожить рак, пока в основном в крови, а именно лейкемии, лимфомы, и множественные миеломы. К сожалению, пока это лечение плохо работает против плотных опухолей.

Называется это CAR (Chimeric antigen receptor) T-cell therapy, для простоты КАР-Т. Начиная с 2017 года, ФДА утвердило шесть терапий. Они пока несовершенны, и помогают меньше, чем в половине случаев. И безумно дорогие, с себестоимостью около пол миллиона долларов. Впрочем, на данном этапе эти деньги из кармана никто не платит, для пациентов существуют оплата по страховке (у многих американских страховок верхний предел около миллиона), через благотворительность (госпиталь получает деньги от государства/штата), либо через участие в клинических испытаниях.

А вот картинка о том, как делается КАР-Т, очень упрощенная.



Подход сугубо индивидуальный: из крови пациента в клинике отбирается некоторое количество живых Т лимфоцитов. Делается с помощью лейкафереза (leukapheresis), когда кровь пациента выводят из вены во внешний контур, который отбирает Т лимфоциты, возвращая все остальное обратно в вену. Учитывая, что Т клеток около пол миллиона на кубик (миллилитр) крови, процедура эта не наносит пациенту вреда.

Наиболее сложны дальнейшие манипуляции: в клетки встраивается химерный ген рецептора на определенный антиген (chimeric antigen receptor). Собственно, у Т клеток всегда есть свой собственный рецептор, тот самый, который возникает случайным образом в процессе перестройки куска генома (процесс напоминает случайное вытаскивание 2-3 карт из колоды). В нашей крови плавает дикое разнообразие Т клеток, и большинство (>95%) не активны, не делятся, находятся в состоянии покоя - ожидания встречи с соответствующим антигеном. Встреча эта может никогда не состояться, наша иммунная система дико избыточна. Но за счет этой избыточности ей удается быстренько подобрать Т клетки на новый вирус, например. Однако же активация и размножение займет время (именно из-за этого рекомендуется вакцинироваться, чтобы соответствующие клетки были отобраны и размножены заранее).

Однако вернемся к КАР-Т. При раке крови терапия живыми Т клетками требует, чтобы они были уже активированы, бурно размножались, и находились в "рабочем" состоянии. При этом Т клетки надо еще и "натравить", их новый искусственный рецептор должен распознавать и связывать специфический антиген раковых клеток (желательно, не присутствующий у здоровых). Известно довольно много вариантов специфически связывающихся белков, например, всем известные антитела. И фрагменты этих специфических антител часто используются как часть КАР-Т. Таким образом, искусственный рецептор, ген которого вставляется в Т клетки пациента, довольно сложен, он составной, отсюда и название "химерный" (т.е. в природе в виде единого целого не существующий, составной из разных природных частей, типа голова женщины на теле птицы).

Искусственный химерный ген кодирует белок, который будет вставлен в наружную мембрану (как положено рецептору). Та часть, которая будет торчать наружу, сделана для связывания с раковыми клетками, и должна обладать высокой афинностью (силой связывания), на эту задачу прекрасно подходят изученные фрагменты антител против раковых антигенов. Эта часть зависит от типа болезни, и является общей для группы пациентов с данным раком. А другая часть искусственного рецептора, которая находится внутри клетки, обычно общая для разных терапий, и она обеспечивает поддержание химерной Т клетки в высоко-активном состоянии, запуская сигнальные каскады, ведущие к активации, клеточному делению, и бурному синтезу цитокинов.

Генетическая трансформация Т клеток проводится с помощью вирусных векторов, используются аденовирусы и лентивирусы. Вирусы заражают Т клетки, а внутри вирусная РНК служит основой для синтеза соответствующей ДНК (обратная транскрипция), кодирующей химерный рецептор. А ДНК рецептора в свою очередь за счет вирусных же ферментов стабильно встраивается в геном Т клеток.

Сейчас наиболее часто используются лентивирусы, типичным представителем которых в природе является ВИЧ. И весь этот цикл синтеза и встраивания - это жизненный цикл вируса. Впрочем вирус естественно генетически модифицирован до предела, вся его вирулентность удалена. И вообще его искусственно собирают из трех конструкций в пресловутой человеческой клеточной линии HEK293T. Которая была давным давно (1973 г.) получена из абортированного плода женского пола. Клеточная линия эта уникальна, заменить ее нечем, ибо она быстро размножается и легко трансформируется, позволяя быстро и чисто делать нужные вирусные конструкции. С тех пор ее аналоги многократно пытались получить из неабортированного материала, но так и не удалось.

Так что весь процесс КАР-Т - это олицетворение кошмара научно-технического прогресса, он основан на генетической модификации вирусов и человеческих Т клеток от пациента, и в нем для производства вируса с химерным рецептором использует клетки, когда-то полученные в результате аборта. И при этом подход спасает и полностью вылечивает 70%–90% детских лейкемий, которые не поддаются другому лечению, например, не вылечиваются при пересадке костного мозга, что иногда случается при acute lymphoblastic leukemia. Острая лейкемия возникает обычно у детей от 2 до 5 лет, примерно у 3-4 на сто тысяч, около 3000 детей в год в США. Химиотерапия и пересадки костного мозга эффективны примерно в 90% случаев. Значит КАР-Т может спасти примерно 100-200 детей в год, с полным излечением. Много это или мало? На Западе нынешняя точка зрения в том, что спасать нужно, да, за дикие деньги в миллионы долларов. Госпиталь, в котором работает моя дочка, занимается подобным лечением, а она конкретно - организацией клинических испытаний новых методов. И очень гордится своей работой. Сразу добавлю, что большая часть лейкемий не связана с конкретными генетическими факторами, возникает случайным образом, и выжившие дети вовсе не передают генетическую предрасположенность потомству. Хорошо еще и то, что КАР-Т совместим с пересадкой костного мозга, увеличивая арсенал методов лечения для каждого пациента.

После успешной генетической трансформации получаются те самые КАР-Т клетки, которые потом возвращают обратно в кровь пациента, причем вливают сразу по много миллионов. Так как это свои же Т клетки, то иммунная реакция отторжения не происходит (они не распознаются иммунной системой как чужие). Однако надо учитывать, что клетки активированы сами, и тут же запускают усиление всех остальных ветвей иммунного ответа через массированный синтез цитокинов (cytokine release syndrome). Получается цитокиновый шторм, с резким подъемом температуры, падением артериального давления, и нарушением гемато-энцефального барьера в мозгу, от которого едет крыша и нарушается функционирование мозга. Начальные испытания показали, что чем сильнее побочка, тем выше шансы на полное излечение, если удается помочь пациенту выжить. Поэтому в последние годы быстро развиваются поддерживающие методы лечения, чтобы не дать пациенту умереть в борьбе с раком. Выяснилось например, что можно сильно смягчить течение, не уменьшая эффективность лечения, если специфически убрать один из цитокинов, интерлейкин-6, с помощью соответствующего моноклонального антитела (tocilizumab (Actemra)). Для поддержания функционирования мозгов помогают стероиды, например дексаметазон. Все это привело к существенному снижению риска от побочек.

На данном этапе КАР-Т по-прежнему рассматривается как последняя линия обороны в случаях, когда другого лечения не осталось. Однако начальная химиотерапия при детской лейкемии занимает 2.5 года, а КАР-Т - примерно 3 месяца. Поэтому сейчас проводятся клинические испытания на полную замену для уменьшения страданий, особенно у тех детей, для которых химиотерапия работает недостаточно хорошо. Что сейчас определяется с помощью анализов на частоту раковых клеток, 80% которых делается той компанией, где я работаю. Собственно, я занимаюсь усовершенствованием таких анализов и разработкой новых форматов. И эта причастность очень греет.

Что же касается будущего, то сейчас бурно рабатываются новые варианты химерных рецепторов, в том числе направленные сразу на несколько антигенов раковых клеток. Таких КАР-Т нужно меньше, значит и побочки легче. Идет разработка КАР-Т для плотных опухолей, там все гораздо сложнее, ибо опухоль неплохо защищена и активно "отбивается" от имунных атак.

В случае плотных опухолей, одно из перспективных направлений это поиск Т клеток, которые смогли пробраться внутрь опухоли, так называемых tumor-infiltrating lymphocytes (ТИЛ). Такие Т лимфоциты наблюдаются во многих опухолях, включая саркому и меланому. Обычно их присутствие связано со специфическими генетическими изменениями раковых клеток. В феврале было опубликовано небольшое клиническое испытание на 6 пациентах с метастатическим раком груди, которым не помогла ни одна химиотерапия. Пациенты были выбраны по наличию в опухоли генетического маркера, который способствует прникновению ТИЛ в опухоль. Эффект наблюдался в половине случаев. У одной женщины ТИЛ терапия уничтожила все опухоли с полным излечением. У двух других наблюдалось резкое сокращение размера и числа опухолей, давшее возможность их вырезать. Обе эти женщины живы уже 3.5 и 5 лет, и новых опухолей у них не наблюдается.

Другой тип имунных клеток, которые могут пролезать внутрь опухоли - это макрофаги, собственно, они это делают лучше всех прочих. называются они ТАМ - Tumor-associated macrophages. Правда их роль - это помощь клеткам опухоли. Причем опухолевые клетки несут специальные сигналы для макрофагов по типу "меня не ешь". Но макрофаги можно генетически модифицировать и превратить в убийц-пожирателей. Уже идут два клинических испытания на пациентах с раком груди.

Ну и под конец добавлю, что пока Россия качала нефть и обогащала олигархов, другие страны тратили и тратят огромные деньги и силы на разработку лечения рака. И из-за развязанной Россией агрессивной войны сейчас куча денег идет на оружие уничтожения, и это вместо инвестиций в исследования, реально нужные всему человечеству. И чудовищная стоимость этой войны внутри России будет транслироваться в смерти детей и взрослых от рака, который на данном уровне знаний можно было бы вылечить или облегчить. И никакая гуманитарная помощь и предоставление лекарств тут радикально не поможет, ибо во время войны пропадает приоритет человеческой жизни, что мы уже наблюдаем. Сразу добавлю, что я так отношусь ко всем войнам, включая американские. И никаких споров на этот счет вести не буду. В военное время свобода слова отменяется, все комментарии не по тене, а тема это терапия рака, будут убираться не читая.

Date: 2022-03-21 07:24 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Медицина (https://www.livejournal.com/category/medicina?utm_source=frank_comment), Наука (https://www.livejournal.com/category/nauka?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2022-03-21 07:28 pm (UTC)

Date: 2022-03-21 07:37 pm (UTC)
From: [identity profile] penetrat0r.livejournal.com
Спасибо, традиционно очень интересно и познавательно.

Date: 2022-03-21 07:40 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Спасибо!

Date: 2022-03-21 07:42 pm (UTC)
From: [identity profile] nadinefrancaise.livejournal.com
Спасибо вам! Вы как глоток воздуха!

Date: 2022-03-21 07:49 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Спасибо! Я всегда вас читаю с большим удовольствием!

Date: 2022-03-21 07:59 pm (UTC)
From: [identity profile] nadinefrancaise.livejournal.com
Я в ЖЖ делала только репосты, но сейчас не хочу. Тут как-то мутно очень стало, даже если закрываешь комментарии активисты пишут свои гадости в личку. Буду тут пока читать друзей.

Date: 2022-03-21 08:26 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Я имела в виду ваши посты, например, про сад, и про Таити. Они такие чудесные!

Edited Date: 2022-03-21 08:27 pm (UTC)

Date: 2022-03-21 07:56 pm (UTC)
From: [identity profile] juniperberryo-o.livejournal.com
Очень интересно, я от современной раковой терапии - особенно гематоонкологии - довольно далека, потому читала «на одном дыхании» 😁
И да, как подумать, сколько всего в науке вообще и медицине в частности можно было бы сделать на деньги, тратящиеся на убийства людей и разрушения по всему миру…!

Date: 2022-03-21 08:26 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Спасибо, это одна из причин обуревающей меня сейчас злости. И чем дальше, тем все хуже...

Date: 2022-03-21 08:51 pm (UTC)
From: [identity profile] rider3099.livejournal.com
Интересно и написано на доступном для неспециалистов языке

Date: 2022-03-21 09:40 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Спасибо Оля! Что могу, о том и пишу!

Date: 2022-03-21 10:00 pm (UTC)
From: [identity profile] yeolka1.livejournal.com
Спасибо. Очень интересно.

Date: 2022-03-21 10:08 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Спасибо!

Date: 2022-03-22 12:10 am (UTC)
From: [identity profile] ne-zabudem.livejournal.com
И какие перспективы, что доделают технологию для всех видов рака?

Date: 2022-03-22 12:16 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Как всегда, все зависит от количества времени и денег. Прогресс за последние 20 лет совершенно обалденный. И по идее сейчас идёт ускорение, идеи работают. Но если резко уменьшить инвестиции, то скорость снова упадет. А конкретно сейчас посыпались акции биотехов, и это не есть хорошо.

Date: 2022-03-22 12:36 am (UTC)
From: [identity profile] ne-zabudem.livejournal.com
Надеюсь, что временное явление. Прогресс в области вычислительной техники и элементов искусственного интеллекта тоже должен, по идее, способствовать ускорению. Чем дальше тем больше возможностей по моделированию ( и предсказанию) тех процессов, которые раньше и не снились

Date: 2022-03-22 12:40 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Пока моделирование мало чем может помочь. Биология штука очень затратная, потому что все проверяется в лаборатории. В том числе и предсказания. Но конечно серьезные вычислительные мощности очень нужны. Современное секвенирование ДНК это терабайты данных с каждого эксперимента. Наши сотрудничают с Микрософтом, и мы в своей лаборатории даже не знаем, сколько и чего нужно, так как система просто решает поставленные задачи. Не знаю, что бы мы делали без такого доступа.

Date: 2022-03-22 12:48 am (UTC)
From: [identity profile] ne-zabudem.livejournal.com
Не грозятся еще обрубить сотрудничество? Хотя тут может быть еще и пример обратного дебилизма, когда свои же запретят под предлогом контрсанкций

Date: 2022-03-22 12:52 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

А зачем? Наша компания американская, в городе Сиэтле. Кроме меня на 700 человек ещё один русский мальчик, которого родители в детстве привезли. Мне наоборот на работе все сочувствуют. Они в общем вполне себе представляют, что я чувствую.

Date: 2022-03-22 01:02 am (UTC)
From: [identity profile] ne-zabudem.livejournal.com
Тогда нормально. А, ну и неизменный вопрос ( как у космонавтов — видели ли они НЛО), какие шансы на увеличение жизни человека хотя бы лет на 50 ( разумеется, с сохранением трудоспособности и нормального мышления) в ближайшее десятилетие? ))

Date: 2022-03-22 02:06 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Боюсь, что никаких. Лет до 90, ну может с небольшими копейками, это реально. Для увеличения жизни существенно нужны совершенно новые подходы, а их нет. Все, что сейчас в этом смысле обсуждается, это, с биологической точки зрения, дешёвый ремонт дешевки. Так что эта задача на дальнее будущее, если оно случится. Ведь продление жизни это отнюдь не только лечение болезней. Это замедление старения. А пока мы и болезнями недостаточно занимаемся.

Date: 2022-03-22 02:32 am (UTC)
From: [identity profile] ne-zabudem.livejournal.com
Понятно, чудес не бывает...

Удачи вам с работой и новыми открытиями!

Date: 2022-03-22 02:56 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Спасибо!

Date: 2022-03-22 02:24 am (UTC)
From: [identity profile] prividen.livejournal.com
Очень интересно, спасибо!
А получилось бы такие клеточки с DARPins сделать, вместо фрагментов обычных антител?

Date: 2022-03-22 03:38 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Там много вариантов, какой именно связывающий фрагмент использовать. Стараются использовать то, что давно известно и проверено, и тут мало что может сравниться с антителами. Как я понимаю, дарпины пока разработаны только для небольшого числа антигенов.

Date: 2022-03-22 02:52 am (UTC)
From: [identity profile] skysheep.livejournal.com
Рад что прогресс идет

Date: 2022-03-22 02:56 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Да, конечно, но мог бы идти ещё быстрее.

Date: 2022-03-22 04:54 am (UTC)
From: [identity profile] right-to-cry.livejournal.com
Очень интересно, спасибо. Меня всегда поражает, как люди что-то такое придумывают, это же вау.

Date: 2022-03-22 05:01 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Спасибо! На самом деле, процесс этот постепенный, и движение происходит мелкими шажками. Иногда случаются прорывы, но чаще - медленно и тихо.

Date: 2022-03-22 08:11 am (UTC)
From: [identity profile] baru-hashem.livejournal.com
Мое воображение поражает тот факт, что придумали (и научились!) редактировать геномы с помощью вирусов.
Edited Date: 2022-03-22 08:11 am (UTC)

Date: 2022-03-22 01:26 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Это вирусы придумали! (Шутка!). На самом деле сейчас самое мощное редактирование делают с помощью бактериальной системы противовирусной защиты CRISPR/Cas9.
Вирусы конечно очень полезны для науки, включая страшные, и их надо изучать.

Date: 2022-03-22 08:18 am (UTC)
From: [identity profile] midzenis.livejournal.com
Спасибо, кажется колхозники даже поняли.
Хотел спросить — насколько уникален для каждого организма
>>в клетки встраивается химерный ген рецептора на определенный антиген (chimeric antigen receptor).
химерный ген?
Понятно что так как модифицируется клетки конкретного пациента, таблетка не получится (вопрос про то - будет ли возможность чтобы такая терапия не стоила вагон денег).
>>И вообще его искусственно собирают из трех конструкций в пресловутой человеческой клеточной линии HEK293T. Которая была давным давно (1973 г.) получена из абортированного плода женского пола.
Это что-то вроде культуры клеток HeLa?
А так — это олицетворение кошмара научно-технического прогресса.
Да, журнализдам и конспирологам этот пост читать не желательно ;>

Date: 2022-03-22 03:54 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com
К сожалению, таблетка не получится. Способа сделать эту терапию дешевой тоже нет. Там требуется работа целой команды высоко-квалифицированных людей. Думаю, что в перспективе будет возможность уменьшить цену до 100-200 штук за счет массовости. Сейчас компании типа Новартис для облегчения ситуации постановили, что будут брать деньги только в случае успеха терапии. Типа если клиент выздоровел. Вопрос естественно в том, что считать успехом. Лишние три месяца жизни например, это успех?
Да, HEK293T это вроде как HeLa, только HeLa была получена из раковых клеток взрослого пациента, там аборт не фигурировал. А номер 293 это на самом деле номер попытки получения линии, Клетки плода пытались иммортализовать за счет трансформации вирусом. Получилась ровно одна клеточнака линия, и с тех пор ничего ни у кого не получилось. Причем эта линия не раковая, значит там генетика более-менее сохранена.
А конспирологи найдут свою конспирологию везде и всюду. Нынешняя вакханалия с "биологическим оружием против славян" это показывает. Зла моего не хватает! И ведь народ хавает, якобы образованные...

Date: 2022-03-22 04:22 pm (UTC)
From: [identity profile] midzenis.livejournal.com
>>Лишние три месяца жизни например, это успех?
Да, там куча не хороших экзистенциальных вопросов вылезает.
P.S.
Спасибо за пояснения.
{пошёл дальше заниматся колхозными IT делами, но уже более умудрённый ;>}
Edited Date: 2022-03-22 04:23 pm (UTC)

Date: 2022-03-22 04:46 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Да, Достоевский и одна слезинка ребенка... Но где их не вылезает?

Date: 2022-03-23 02:49 pm (UTC)
From: [identity profile] cain-18.livejournal.com
[off] Похоже, что в сязи с известными событиями Ковид ушел на 2й, если не 3й план. В Онтарио провинция отменула обязательное ношение масок с 21 марта. Впрочем, это не относится к общественному транспорту, лечебным учреждениям, домам для престарелых, где масочный режим сохраняется до 27 апреля. Университеты координировано, но индивидуально сохранили масочный режим до конца семестра, т.е. до конца апреля.

Но за эти дни я не заметил никаких изменений. В магазине практически все в масках, на людных улицах--почти все (хотя это никогда не было обязательным). Как считают социологи ещё пару недель масочный режим будет де-факто. В каком-то районе в Онтарио школы сохраняют масочный режим--и родители недовольны, в других районах масочный режим отменён--и родители недовольны.

Я думаю, что одним из последствий будет общее принятие масок. Если до Ковида никого не удивляло, что многие китаянки носят маски, но среди всех прочих этого не было, то в дальнейшем никого не будет удивлять ношение масок среди более широких слоев, особенно в периоды ОРЗ, когда медики будут рекомендовать носить маски для групп риска.

Date: 2022-03-23 11:21 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com
Да, у нас на работе народ явочным порядком решил пока маски носить. Старшая Лана носит маску в школу. В магазинах >90% тоже в масках. Хотя четкое и общее ощущение, что эпидемия наконец-то закончилась. Что конечно очень бы радовало, если бы не остальные события.

Date: 2022-03-24 11:53 am (UTC)
From: [identity profile] cain-18.livejournal.com
> Хотя четкое и общее ощущение, что эпидемия наконец-то закончилась.
Похоже, что нас в Торонто такое же настроение, хотя есть и тревожный показатель: тестирование канализационных вод показывает рост. Госпитализации идут вниз, ICU тоже. Врачи жалуются на усталость, собираются сократить рабочие часы.

Date: 2022-03-25 12:31 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

В Сиэтле тоже много вируса в канализации, и он растет. Видимо много бессимптомных случаев.

Date: 2022-03-23 07:37 pm (UTC)
From: [identity profile] ncuxuamp-pro.livejournal.com
спасибо, этот и предшествующий пост очень интересны. Я часть уже знала, но у вас все четко и полно, очень качественно написано.

Date: 2022-03-23 11:19 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com
Большое спасибо за отзыв!

Date: 2022-03-25 12:23 am (UTC)
From: [identity profile] theswanessa-nux.livejournal.com
Мари, потрясающе познавательно! Горжусь знакомством с Вами!

Date: 2022-03-25 12:30 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Спасибо большое!

Date: 2022-04-02 01:31 am (UTC)
From: [identity profile] snowy4est.livejournal.com
Спасибо, очень интересно.

Date: 2022-04-02 01:32 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Спасибо.

Profile

mary_spiri: (Default)
mary_spiri

January 2026

S M T W T F S
    123
4 5678910
111213 14151617
18192021 222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 23rd, 2026 01:48 pm
Powered by Dreamwidth Studios