mary_spiri: (Default)
[personal profile] mary_spiri
Хребет Ветровой Реки входит в континентальный водораздел (реки с запада от него текут в Тихой Океан, а с востока - в Атлантический), это фрагмент гранитного "позвоночника" Северной Америки, который вылез на поверхность, когда "шкуру" более мягких поверхностных отложений размыло эрозией.



Граниты, метаморфозные породы, переплавленные в глубинах мантии Земли более миллиарда лет назад, начали подъем к поверхности во время Ларамидского Горообразования (Laramide orogeny, 40-80 миллионов лет назад).



Насколько я понимаю, по господствующей теории, это горообразование было запущено столкновениями континентальной и океанической коры, когда более тонкая океаническая кора рывками и толчками проскальзывала под континент. Процесс вспучивания части континентальной коры в середине континента шел без вулканизма, Тихоокеанское Огненное кольцо возникло по краям. С одним исключением: горячей точкой континентальной коры там, где сейчас расположен Йеллоустоун. Но точка эта возникла сильно позже. В результате Ларамидского горообразования образовались компрессионные складки континентальной коры, с сильной, до 12 км по высотам, разницей между хребтами и долинами. Конечно, такая разница сохраниться не могла, в дело вступила эрозия, размывающая хребты и заполняющая долины осадочными породами. Древние метаморфозные породы вылезли на поверхность, и нынешние формации были окончательно обтесаны ледниками в последние 500 тысяч лет. Именно ледники расширили все долины в виде буквы U, стирая прочные граниты в параболические снизу, а выше - вертикальные скальные стены, и производя дикие количества песка и минеральных взвесей.





А последнее таяние ледников смыло все, что могло быть снесено потоками воды, и образовало огромные озера по долинам и у подножия хребта, истинные украшения Хребта Ветровой Реки (ну и рыбалка там классная!). Вокруг и на бывшем дне озер образовались настоящие песчаные дюны (ноги увязают в песке).

Некоторое количество ледников еще остались в наше время, но только по самым верхам хребта, например, около верхней точки - Пика Ганнетт (13,802 футов = 4,207 м).



Наш маршрут как раз и вел в сторону Ганнетта, но довольно-таки замысловатым образом, через пару перевалов и лабиринт гранитных лбов, пупырей, выростов, холмов и пиков самых причудливых форм.

Из-за активного стирания пород, которым нынешние ледники занаимаются столь же упорно, как и раньше, реки, текущие с высоких пиков хребта, несут минеральную взвесь, и их вода имеет красивый бирюзовый цвет. Взвесь настолько мелкая, что практически не оседая, доходит до самых низов хребта. Ужасно здрово фотографировать голубую воду, текущую среди нежно-розовых скал. Цвет ослабевает ночью, когда вода низкая (таяние льда прекращается без солнечного нагрева) и течет медлено, усиливая седиментацию. И снова усиливается во второй половине дня на пике таяния.



Древние породы Хребта, многие из которых возникли еще до Кембрия, на границе появления на Земле знакомой нам жизни, представляют собой граниты, гнейсы и сланцевые породы.















Как и граниты, гнейсы - это тоже метаморфозные породы, как я понимаю, они часто отличаются блеском на разломах, а название произошло от немецкого слова искра (как мы знаем, наука геология в прежние времена делалась зачастую немцами).





Там, где мы ходили, скалы и осыпи представляли собой совершенно замечательную смесь слоев в основном двух цветов: розового, и темно-зеленого с искрой на разломах. Был и серый гранит, и белый сверкающий мрамор, и нечто черное, как ночь, и бесконечная полосатость всех отенков.









И большая радость была идти и любоваться, особенно если рюкзак не слишком давил на бедные плечи, а склон не слишком доставал крутизной бедную дыхалку. Ну а я в таких ситуациях не могла остановиться и перестать фотографировать.

И естественно, камни эти заросли лишайниками всех цветов радуги.







Лишайник - организм странный, это симбиоз (содружество, переходящее во взаимное слияние) двух или трех очень разных организмов, один из которых обязательно гриб (обычно аскомицет, не из тех, которые мы едим, те обычно базидиомицеты). А остальные организмы - либо водоросли, либо цианобактерии, либо по одной твари из каждой группы. Эти группы могут жить и сами по себе, в свободном виде, но существование в виде лишайника открывает новые возможности. Гриб защищает водоросли от стихий и добывает им воду, а водоросли фотосинтезируют и азот-фиксируют для себя и для гриба. Поэтому лишайники могут жить в очень суровых местах (например, высоко в горах, или на "моховых равнинах" Исландии, где мох на самом деле лишайник). Но вот растут они обычно крайне медленно, поэтому ездить на машине по тундре не есть хорошая идея, нанесенные раны очень долго не зарастают. В Исландии вообще съезд с дороги запрещен, кроме как на специально отведенные места.



























А лишайники Хребта Ветровой Реки создают совершенно роскошные абстрактные картины на камнях. Каждый раз, когда я корю себя за непонимание современного искусства, я вспоминаю свою любовь к картинам из лишайников, и думаю, что не совсем безнадежна...

Все посты про поход 2021:
https://mary-spiri.livejournal.com/144189.html
https://mary-spiri.livejournal.com/144487.html
https://mary-spiri.livejournal.com/144760.html
https://mary-spiri.livejournal.com/144972.html
https://mary-spiri.livejournal.com/145392.html

Date: 2021-09-23 03:20 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the category: Природа (https://www.livejournal.com/category/priroda?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2021-09-23 03:29 pm (UTC)

Date: 2021-09-23 03:36 pm (UTC)
From: [identity profile] nadinefrancaise.livejournal.com
Я полезла гуглить "моховые поля Исландии" и попала сразу на ваш отчет по путешествию на ледник.

Date: 2021-09-23 03:39 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Да, только там не мох, а лишайник. И поля эти огромны, часами едешь.

Date: 2021-09-23 04:46 pm (UTC)
From: [identity profile] alexandragor.livejournal.com
Очень лишайники на здешние северные похожи. Тоже ужасно люблю эти картины из них.

Date: 2021-09-23 05:16 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Да, та же тундра, те же бараньи лбы, те же лишайники. Один из наших весь поход кричал, что это Карелия. Мне ему отвечали, что все же скальные стены побольше и сильно выше, и ледники на верхотуре, а внизу не те леса...

Date: 2021-09-23 05:37 pm (UTC)
From: [identity profile] agasfer.livejournal.com
А зачем корить себя за непонимание современного искусства? :)

Date: 2021-09-23 06:06 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com
Потому что хочется достичь этого понимания, и лень над этим работать. Живопись мне доставляет много радости, та, которую я понимаю. Может если эту понять, то радости прибавится? Я воспитана на идеях о том, что понимание - это хорошо, а тьма - зло.

Date: 2021-09-23 06:09 pm (UTC)
From: [identity profile] agasfer.livejournal.com
Поклонники современного искусства иммитируют понимание. Поэтому вы и не понимаете :)

Date: 2021-09-23 06:25 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

У меня есть знакомая художница, которая понимает. Я ей очень доверяю в этом отношении. Правда, из ее искусства сама понимаю только малую, наиболее тривиальную=реалистическую часть.

Date: 2021-09-23 06:29 pm (UTC)
From: [identity profile] agasfer.livejournal.com
Откуда вы знаете, что она понимает?

Date: 2021-09-23 07:06 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Человек она честный, бесхитростный. Если кому в этой жизни и верить, так ей.

Date: 2021-09-23 07:09 pm (UTC)
From: [identity profile] agasfer.livejournal.com
Она может искренне заблуждаться. Вы ведь знаете, что установить истину можно только в двойных-слепых испытаниях :)

Date: 2021-09-23 07:10 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Так это зависит от определения термина понимание. Если определение научное - то двойное слепое, а если тривиальное - то можно и поверить человеку. Научного определения термина понимание я не знаю. Поэтому верю.

Date: 2021-09-23 07:29 pm (UTC)
From: [identity profile] agasfer.livejournal.com
Если определение тривиальное, то оно только одно, "повешу ли я это на стену". А если научное, то фактор времени как раз и проводит для нас это двойное-слепое испытание. От импрессионистов когда-то плевались, премьеру 5-й Симфонии Бетховена освистали, и т п, но время все расставило по местам. Вот искусство, а вот плацебо.

Date: 2021-09-23 08:24 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Фактор времени слепым трудно назвать. Моду делают люди, а от моды зависит, что на стену вешать. Кстати, довольно много современных произведений я бы на стену повесила, хотя не понимаю.

Date: 2021-09-23 10:12 pm (UTC)
From: [identity profile] agasfer.livejournal.com
Ну если повесили бы, значит, интуитивно понимаете.

Date: 2021-09-23 10:36 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Скорее самообманываюсь...

Date: 2021-09-23 06:21 pm (UTC)
From: [identity profile] shainek.livejournal.com
у нас такие же в горах

Date: 2021-09-23 06:25 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Конечно, лишайники по всему свету похожи.

Date: 2021-09-23 06:44 pm (UTC)
From: [identity profile] ydnata.livejournal.com
столько жизни на, казалось бы, безжизненных камнях...
такое многообразие цветов и оттенков, форм и образов )
природа — лучший художник !
спасибо за красочное путешествие :-)

Date: 2021-09-23 07:09 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Спасибо, что читаете!

Date: 2021-09-23 07:02 pm (UTC)
From: [identity profile] lesnyanka.livejournal.com
Великий и остроумный Художник — Природа! На некоторых камнях даже фигурки просматриваются... А геологический катаклизм — и вовсе трэшевый художник, мастер перфоманса!
Короче, Красота — стррррашная сила!!
Эх, как я завидую... обожаю камни, я бы оттуда утащила целый рюкзак разноцветненьких!

Date: 2021-09-23 07:08 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Да, это точно.
А рюкзаки у нас и так были тяжеловаты. Да и камней у меня дома вагон, здесь на пляжах Олимпийского побережья встречаются очень классные яшмочки и прочие разноцветности.

Date: 2021-09-23 07:13 pm (UTC)
From: [identity profile] lesnyanka.livejournal.com
Воооо..... я совсем загрустила... У нас только если чортовы пальцы — белемниты — после дождя....

Date: 2021-09-23 07:27 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

У нас зато совсем нет окаменелостей, сплошные вулканические породы. За окаменелостями надо ехать в Юту.

Date: 2021-09-24 06:06 pm (UTC)
From: [identity profile] lesnyanka.livejournal.com
Значит, есть — хоть в Юте... А у нас вулканических пород нет... Откуда, если у нас проходит конечная Клинско-Дмитровская моренная гряда... от которой давно одно название — так застроено...

Date: 2021-09-24 06:11 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com
Раньше в Подмосковье вполне можно было искать окаменелости. Правда это "раньше" было давно, во времена моего детства.

Date: 2021-09-24 06:20 pm (UTC)
From: [identity profile] lesnyanka.livejournal.com
Ну, во времена моей школьной юности — тоже, иначе почему бы я мечтала стать геологом, гыыы, и ходила в кружок юных палеонтологов, гыы???

Date: 2021-09-23 10:26 pm (UTC)
From: [identity profile] kstatioptichkah.livejournal.com
Как интересно про лишайники, не знала что это симбиоз двух организмов. Хотя казалось бы, в школе учили…

Date: 2021-09-23 10:36 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Ну да, иногда даже трёх. Очень интересная штука лишайник. И не сильно хорошо изученная.

Date: 2021-09-24 01:45 pm (UTC)
From: [identity profile] yeolka1.livejournal.com
Камни разноцветные, мхи-лишайники рисуют картины причудливые — как я такое люблю.

Date: 2021-09-24 03:00 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Да, мы тоже!

Date: 2021-09-26 12:38 am (UTC)
From: [identity profile] sarcasm-city.livejournal.com
очччень похоже на наши горы, что неудивительно, мы от тех мест прямо на севере.

Date: 2021-09-26 12:55 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Да, континентальный водораздел везде довольно похож. Где-то повыше, где-то пониже, а в остальном по одному плану.

Profile

mary_spiri: (Default)
mary_spiri

January 2026

S M T W T F S
    123
4 5678910
111213 14151617
18192021 222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 23rd, 2026 01:27 pm
Powered by Dreamwidth Studios