mary_spiri: (Default)
[personal profile] mary_spiri
В прошлом посте я писала про еврейских родственников бывшего босса, и поняла, что про своих тоже хочется написать, конкретно, про мою еврейскую бабушку Женю. Меня могут спросить, а почему не про русских, русская бабушка у меня тоже есть, причем с маминой стороны. Так что по еврейским канонам я не еврейка, вдобавок от русской бабушки еще и митохондрии, так что она передала мне чуть больше генов, чем 1/4). Но бабушка Женя для меня гораздо большая загадка, мне почему-то кажется, что я гораздо лучше понимаю свою русскую бабушку, чем ее. А к загадкам хочется возвращаться снова и снова.



У нас в 57-й школе ходила поговорка, что еврейской женщине для полного самовыражения нужно либо иметь 10 детей, либо участвовать в мировой революции. С этой точки зрения бабушка Женя была скорее посередке: детей всего трое, революция - не мировая, а всего только Октябрьская. Однако она еще успела пойти добровольцем на фронт в Великую Отечественную, отвоевать больше года на передовой, проработать лет 40 инженером-электротехником на крупных московских предприятиях типа завода Электросила, и сделать гору изобретений, внедрением которых в инертную советскую промышленность она занималась уже на пенсии. В некоем министерстве, где она в приемной проводила долгие часы, ей сказали что-то вроде: "Вы, пенсионеры, прямо народные мстители". Как она этим гордилась! Ну еще и по мелочи: прыгала в молодости с парашютом, слетала в стратосферу на воздушном шаре на высоту около 8 км в 1937-м году. С шаром история была забавная: Женя разработала прибор для измерения скорости ветра для авиации. Доступа к самолетам не было, ну она и организовала экспедицию на воздушном шаре, повыше, чтобы ветра были посильнее, прибор потестировать. С ней полетел профессиональный пилот, вот их фото.

no title

Экспедиция прошла успешно. Бабушка в этот момент была беременна вторым ребенком, на 4-м месяце. Этот простой факт не заметила мед комиссия, которая ее выпустила в полет. По семейной легенде, где-то в углу там стояла старушка-уборщица, которая потом бабушке попеняла: "что ж ты, девка, о ребенке не думаешь?" Для уборщицы бабушкино интересное положение было очевидным. Ребенок (моя тетя) получился в полном порядке.

Женя не сразу ушла на фронт, когда началась война. Сначала она сдала моего отца (31-го года рождения) своему бывшему мужу (его отцу), который с новой семьей уезжал в эвакуацию в Среднюю Азию. А потом дочку 4-х лет оставила соседке по коммунальной квартире. И вот это я понять не могу. Просто не в состоянии, как? Как можно оставить вот так своего ребенка чужому человеку. И наверно уже не пойму никогда. Вернулась с фронта Женя через год с небольшим, с дочкой все было в порядке. Так что все обошлось. А вот бабушкино фото военной поры, его носит мой дядя, ее младший сын на шествии Бессмертного полка. После войны бабушка попала под раздачу во время борьбы с безродными космополитами (евреями). Ей так и не дали защитить уже готовый дисер, но главное - не посадили. На старости лет я ее помню, как очень лучезарного человека: всегда с улыбкой, всегда в делах, с походами по театрам и выставкам. И без малейшего желания заниматься домашними делами, типа готовки, жила она как птичка божия, кропотливо не свивая долговечного гнезда. И легко ушла: собираясь в театр, принарядилась, и инсульт. Мне было с бабушкой Женей всегда очень интересно общаться, она прекрасно рассказывала, причем у нее хорошо получалось объяснять сложные вещи по-простому.



Женины сестры Анка и Фанни тоже ушли в революцию. Анна аж с Лениным ухитрилась поработать, что ее потом спасало потом во время репрессий. Сына она назвала именем Орел. И потом его потомки взяли фамилию Орловы и ушли в православие... А Фанни стала эсеркой, и не надо предположений, семейная фамилия была не Каплан, а Суцкевер, и в Ленина она не стреляла. Фанни несколько раз сажали, а потом в 37-м расстреляли, но родственникам удалось спасти ее детей.

Но в общем из всей семьи Суцкевер всех превзошел двоюрдный брат моей бабушки Абрам. Про него есть целая статья в Википедии, за ним якобы лично Сталин прислал самолет к партизанам в Брянские леса, он был знаком с Эренбургом, выступил свидетелем на Нюрнбергском процессе, и стал одним из самых знаменитых поэтов, писавших на идише. Как и моя бабушка, родился Абрам в местечке Сморгонь (Ошмянский уезд, Виленская губерния). А вот Википедия: "во время Первой мировой войны, спасаясь от военных действий, семья бежала в Сибирь. После смерти отца в 1920 году семья переехала в Вильнюс. Авром был вольнослушателем Университета Стефана Батория. В 1930-е гг. часто бывал в Варшаве, жил случайными заработками.

После присоединения Литвы к СССР работал на радио. В 1941 г. оказался с женой и матерью на оккупированной территории. Скрывался от нацистов, в сентябре 1941 года попал в вильнюсское гетто. Участник подполья в гетто и партизан отряда «Некоме» («Месть»). Спас важнейшие рукописи, которые надлежало уничтожить по приказу нацистов. В сентябре 1943 г., накануне ликвидации гетто, Суцкевер и его жена с отрядом участников Сопротивления добрался до Нарочанских лесов. 12 марта 1944 г. был доставлен военным самолётом в Москву, где в начале апреля выступил на третьем пленуме Еврейского антифашистского комитета; неоднократно встречался с Б. Пастернаком. 27 февраля 1946 года в качестве свидетеля давал показания на Нюрнбергском процессе. В середине 1946 г. уехал в Польшу; в конце года принял участие в первом послевоенном Сионистском конгрессе в Базеле, где встретился с Голдой Меир. С её помощью в сентябре 1947 г. вместе с женой нелегально въехал на территорию подмандатной Палестины. В 1948-49 гг. служил в израильской армии военным корреспондентом, участвовал в Войне за независимость Израиля. В 1949 г. стал основателем и редактором созданного ежеквартального журнала на идиш «Ди Голдене кейт», который вплоть до закрытия играл огромную роль в развитии литературы на идише во всём мире". А умер совсем недавно в 2010 году, на 97-м году жизни, в Израиле, окруженный дочками, внуками и правнуками.

Илья Эренбург («Люди, годы, жизнь». Книга VI. Часть 1): «Как-то пришел ко мне еврейский поэт А.Г.Суцкевер. (С ним я познакомился ещё во время войны. Он был в гетто Вильнюса, убежал оттуда, партизанил; его вывезли на "Большую землю"). Он рассказал, что ездил в Нюрнберг, давал показания. Борис Полевой писал в "Правде", что рассказ Суцкевера о трагедии Вильнюсского гетто, где погибла и семья поэта, потряс судей. "Он не называет цифр. Он говорит о судьбе своей семьи. О жене, на глазах которой был убит ее ребенок...".

Бабушка Женя со времен своей юности вроде бы не встречалась с Абрамом. А мы тут давеча нашлись с его внучкой, мы в Сиэтле, она в Израиле.
Следующему поколению семьи выпали судьбы попроще. Тяга к приключениям в основном проявилась у моего папы, который мастер спорта по альпинизму. Он вспоминал, что бабушка Женя очень гордилась, что в своем полете в стратосферу поднялась немножко выше его (его самая большая высота был Пик Коммунизма, чуть меньше 8 км). Ну а мы, внучки, так и вообще живем крайне тихо.

Date: 2020-03-27 02:37 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the category: История (https://www.livejournal.com/category/istoriya?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2020-03-27 02:38 pm (UTC)

Date: 2020-03-27 08:45 pm (UTC)
From: [identity profile] kostya416.livejournal.com
Я сижу и тихо обалдеваю. История твоей бабушки Жени один в один напоминает истрорию моей бабушки Лизы. Я ее часто вспоминаю. Золотой человек был. Последнее что сделала в жизни, помогла воспитать мою дочь. Земля пухом

Date: 2020-03-27 11:17 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Времена тогда были пассионарные, и люди тоже. Жалко их. Тяжело им пришлось.

Edited Date: 2020-03-27 11:17 pm (UTC)

Date: 2020-03-27 03:29 pm (UTC)
From: [identity profile] olly-ru.livejournal.com
Семья у вас просто удивительная.

Date: 2020-03-27 04:09 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

С одной стороны это хорошо, с другой это всегда приводило к очевидным сложностям. Да вы сами это лучше меня знаете.

Date: 2020-03-27 03:30 pm (UTC)
From: [identity profile] dreamrealizer.livejournal.com
Какая удивительная бабушка!

Date: 2020-03-27 04:10 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Да, она была очень светлая. И очень сложная.

Date: 2020-03-27 03:45 pm (UTC)
From: [identity profile] old-greeb.livejournal.com
А можно спросить, когда вы пятьдесят седьмую кончали? Мои дети там учились, но, видимо, на несколько лет позже.

Date: 2020-03-27 04:10 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Наш класс закончил в 79-м. Класс "В".

Date: 2020-03-27 04:22 pm (UTC)
From: [identity profile] old-greeb.livejournal.com
Спасибо. Мои позже. 84 (дети близких друзей) и 88.

Date: 2020-03-27 04:49 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Ну это от нас довольно далеко. Я биофак МГУ закончила в 84-м.

Date: 2020-03-27 05:44 pm (UTC)
From: [identity profile] old-greeb.livejournal.com
Да, в этом возрасте пять лет - огромная разница.

Date: 2020-04-08 06:40 pm (UTC)
From: [identity profile] arestov-t.livejournal.com
А я психфак в 1984. Мы на вашем факультете паслись по поводу биологии, анатомии и физиологии. Матекин, Войно и любимый С.А. Чепурнов с гигантским аксоном кальмара.

Date: 2020-04-08 11:24 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Я в то время в основном общалась со своей школьной компанией, на биофаке бывала только на занятиях, и сразу убегала по окончании. Я даже своих однокурсников плохо знаю, кроме нескольких друзей.

Date: 2020-03-27 04:07 pm (UTC)
From: [identity profile] marinta.livejournal.com
На пике Истории!
Очень интересно!

Date: 2020-03-27 04:11 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

На пике истории жизнь нелегка. Проще при затишье.

Date: 2020-03-27 04:22 pm (UTC)
From: [identity profile] dmitriyandreev.livejournal.com
"Ну а мы, внучки, так и вообще живем крайне тихо."

И это самое главное. Как вспомнишь про рассказы вида "18 июня ушел в армию, в июле еще айнзацгруппа не успела приехать, так местные уже согнали всех родственников", так волосы дыбом.

Date: 2020-03-27 04:51 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Да, из внуков только я по свету болтаюсь, но в очень щадящем режиме. По работе, с дочкой вместе, страны новые неплохи. За счёт своих болтаний по свету легко прошла через лихие 90-е.

Date: 2020-03-27 04:25 pm (UTC)
From: [identity profile] dubovich.livejournal.com

Какая замечательная бабушка!

Date: 2020-03-27 04:52 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Вместе с замечательностью есть сложность. Занимаясь работой, не занимаешься семьёй и т.д.

(deleted comment)

Date: 2020-03-28 12:08 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Она была очень весёлым человеком.

Date: 2020-03-27 06:29 pm (UTC)
From: [identity profile] alexash-v.livejournal.com
И какая красавица!

Date: 2020-03-28 12:11 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Я ее помню только старенькой, ее молодые фото увидела только после ее смерти. Ее сестра Фанни была балдежной красоты, осталось всего одно фото, и то плохое, на даже там она потрясающая.

Date: 2020-03-27 06:31 pm (UTC)
From: [identity profile] rumata.livejournal.com
Спасибо за прекрасный ретроспектив, задорная у Вас родословная)

>Сначала она сдала моего отца (31-го года рождения) своему бывшему мужу (его отцу), который с новой семьей уезжал в эвакуацию в Среднюю Азию. А потом дочку 4-х лет оставила соседке по коммунальной квартире. И вот это я понять не могу.

И вот ответ:

>Ну а мы, внучки, так и вообще живем крайне тихо.

Друг с полушляхтскими корнями (по одной линии) рассказывал про своего предка, который собрал всё семейство и тех, что постарше отправил самостоятельно выживать. Взял с собой только двух самых мелких из семерых детей в семье. Мол, закончится война, в Ровно опять встретимся, приезжайте, если живы будете, а жить я вас уже научил. Ну и кто где потом мотался. Но и выжили не все.

Date: 2020-03-28 12:15 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Всё-таки девочке было всего 4 года. Да и папе моему в эвакуации пришлось голодно и плохо. Наш дед сидел два года, его к счастью выпустили, но он не был признан невиновным, "за недоказанностью вины". С поисками работы ему было непросто. И то, что у него было американское гражданство, тоже несколько мешало.

Date: 2020-03-28 01:05 am (UTC)
From: [identity profile] metaller.livejournal.com
Все мои родственники русские, что по материнской линии что по отцовской. Но меня со школыи позже считают евреем ;)

Date: 2020-03-28 03:45 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

А у меня наоборот, половина еврейской крови, но меня никто еврейкой не считал.

Date: 2020-03-28 01:44 am (UTC)
From: [identity profile] al-gy.livejournal.com
"Ребенок (моя тетя) получился в полном порядке."
- Римма Ильинична? жива?

Date: 2020-03-28 02:24 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Это вы о ком и о чем?

Date: 2020-03-28 03:05 pm (UTC)
From: [identity profile] al-gy.livejournal.com
"моя тетя" - это Римма? (простите, в вашей родне легко запутаться)

Date: 2020-03-28 03:08 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Нет, у меня тетя Таня, которая дочка бабушки Жени.

Date: 2020-03-28 03:17 pm (UTC)
From: [identity profile] al-gy.livejournal.com
о Римме Вильям, кажется, упоминал "сводная сестра", вот я и подумал. Прошу прощения, что влез без приглашения в Ваш жж.

Date: 2020-03-28 04:37 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Извините, что я была нелюбезна. Последнее время повадились заходить мелкие тролли на мои посты про коронавирус. А так обычно я всем рада, заходите сколько угодно. А тут мне сестра рассказала, что мы с вами хорошо знакомы по давним временам. Так что очень хорошо, что зашли.

Date: 2020-03-28 05:08 pm (UTC)
From: [identity profile] al-gy.livejournal.com
вот и славно! Вас хорошо помню и по ИОХу и нынешнюю по относительно недавним фото, что Вильям загрузил на мой комп (Ваши с ним походы).
вчера разговаривал с Милой, увы, в курсе обстоятельств. А с В.А. не удалось по известным причинам, очень, очень жаль!

Date: 2020-03-28 03:16 am (UTC)
From: [identity profile] vadim-mikhaylin.livejournal.com
Хорошо, что кто-то знает и помнит!

Date: 2020-03-28 03:59 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

К сожалению, очень многое забывается и уходит.

Date: 2020-03-28 04:24 am (UTC)
From: [identity profile] vadim-mikhaylin.livejournal.com
К ещё большему сожалению, многие истории не перелаются следующим поколениям.

Date: 2020-03-28 02:25 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Мой папа книжку написал и издал про родителей. Правда довольно малым тиражом. Я надеюсь, что мы ее выложим в интернет вскорости. Но это не мне решать.

Date: 2020-03-28 06:54 am (UTC)
From: [identity profile] zinet-zel.livejournal.com
"... она прекрасно рассказывала, причем у нее хорошо получалось объяснять сложные вещи по-простому." - вот высший пилотаж! Уважаю бесконечно таких людей!
Я всегда расстраивалась, если мое объяснение кто-то не понимал. Нас и в физ-мат школе так учили:"Если ты говоришь, а тебя не понимают, то виноват не твой собеседник". :-)

Date: 2020-03-28 02:27 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Ну это правило всегда работает. Даже в научных статьях, если коллеги не понимают, то это скорее вина автора, что плохо объясняет.

Date: 2020-03-28 10:26 pm (UTC)
From: [identity profile] zinet-zel.livejournal.com
Вобщем, да, правило работает. Но больше в интеллектуальной среде. Да и то не всегда. Моя близкая родственница (остепененный препод в ВУЗе) прославилась своим зверским отношением к студентам на экзаменах. Каждую сессию 80% не сдавших. Я ее уже не раз пыталась остановить словами:"Эти двойки - негативный результат твоего преподавания. Значит ты даешь предмет как-то не так, тебя не понимают." В ответ - "Это они все тупые и лодыри".
А в быту у необременных интеллектом людей разве мало унизительных реплик в сторону непонимающего? Достаточно посмотреть многочисленные видео на Ютубе о школьниках, рыдающих под суровым родительским окриком ("Читай еще раз условие!" - и так до истерики) над какой-нибудь идиотской математической задачей из учебника. Бесконечно жаль этих детей, которым просто нужна была такая бабушка, как у Вас, способная сложные вещи объяснить на пальцах и с разных сторон., чтобы ребенок сам увидел свою ошибку.

Date: 2020-03-29 02:14 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

У меня тоже есть такой родственник, большой профессор, который валит студентов. И это ужасно.
И с детишками конечно нужно терпение. У бабушек и дедушек его обычно больше, чем у родителей.

Date: 2020-04-06 06:24 pm (UTC)
From: [identity profile] mamzh.livejournal.com
Тоже заметил, что жизнь моих родственников того поколения (первой половины 20 века) - просто феерия по сравнению с биографиями их потомков и нашими. Но, как понимаю, многие просто не выжили. Поэтому у выживших и получились такие героические биографии. В итоге, "приключения" всем порядком поднадоели, и далее общественная жизнь сама устремилась к их минимизации.

Date: 2020-04-06 09:07 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com
В общем, я совершенно не стремлюсь к интересной биографии, я бы и в своей скорее интересность еще уменьшила. И вы конечно правы, что многие просто не пережили всю эту интересность, времена были людоедские.

Date: 2020-04-14 12:42 am (UTC)
From: [identity profile] rider3099.livejournal.com
А она была красивая...
Вообще, какие люди были! Удивительные и во многом непохожие на нас...

Date: 2020-04-14 01:04 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Бабушка, как и отец, была очень харизматичным человеком, устоять перед обаянием которого было невозможно. Красота тут роль играла вторичную, главное сияющие голубые глаза, и азарт к жизни, и любовь к людям. Именно поэтому бабушка была и в старости очень привлекательна. Нам потомкам до них далеко.

Date: 2020-04-14 01:56 am (UTC)
From: [identity profile] rider3099.livejournal.com
Сильные были люди

Profile

mary_spiri: (Default)
mary_spiri

January 2026

S M T W T F S
    123
4 5678910
111213 14151617
18192021 222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 23rd, 2026 10:00 pm
Powered by Dreamwidth Studios