mary_spiri: (Default)
[personal profile] mary_spiri
В детстве, лет в 8-10, меня очень восхищали геройские подвиги, я не могла оторваться от любой истории, где человек жертвовал жизнью ради высокой цели. Летом, когда любимая бабушка Нина брала меня с собой отдыхать на юга, я уходила вечером за околицу, и как подкошенная падала в росистую траву, представляя бандитскую/фашистскую пулю. И долго потом валялась, думая о том, как хорошо вот так вот выполнить свой долг (и отмучиться?). В то же самое время меня одолевал страх перед смертью, совершенно животный и нерациональный, так что может это был способ с ним справляться? А в 12 лет я осознала себя биологом, и тут мне папа подсунул книжку "Охотники за микробами" (Поль де Крюи, 1926 год), и я на нее страшно запала. Героические биологи, рискующие жизнью во благо человечества!

А потом я начала узнавать про сильно более новые времена и страшные судьбы 20-го века: например, про Льва Зильбера, который всего за 20 дней (!) дальневосточной экспедиции открыл возбудителя энцефалита и предложил эффективные меры по противоклещевой профилактике, которые остановили эпидемию. Год был 37-й, Зильбера и двух ближайших сотрудников арестовали "органы", обвинив во вредительском промедлении. Первая статья про клещевой энцефалит и Сталинская премия прошли без трех арестованых. И все же Зильбера в последующей жизни волновало другое: "Наш успех был омрачен лабораторными заражениями сотрудников... Трудно установить обстоятельства, при которых они заразились. Все меры обычной профилактики при работе с заразным материалом тщательно проводились всеми сотрудниками. Наиболее опасные опыты с назальным заражением обезьян были проведены лично мной с помощью Шубладзе. Невозможно было предположить, что вирус обладает какой-то особой экстраординарной инфекциозностью. Возможно, что некоторое значение имели сравнительно примитивные условия, в которых велась работа, и большое утомление от ежедневной работы по 12 и более часов в течение трех месяцев с единственным за это время выходным днем. Но я не мог удержать моих сотрудников от этой напряженной работы: все они работали с исключительным увлечением и подлинным энтузиазмом". А вообщенет лучше нет прививки от сталинизма, чем почитать про судьбы советских ученых, но пост не об этом.

Но конечно самые страшные страницы истории микробиологии - это эксперименты, которые ученые ставили на себе и своих близких. Два типа экспериментов: экспериментальное заражение, чтобы окончательно доказать возбудителя, и тестирование вакцин. Есть по этому поводу книжка по-английски: Lawrence Altman “Who goes first?” Есть отличная статья: Gareth Parry and Eric Buenz, Adventures in self-experimentation, BMJ 2018;363:k5006 doi: 10.1136/bmj.k5006.

В 2012 году провели исследование, которое нашло 465 эпизодов подобного тестирования, к счастью, с всего 8-ю смертельными случаями. В Перу Даниэль Каррион ввел себе вытяжку из бородавки больного, чтобы показать, что таким образом передается Лихорадка Оройя, он оказался прав и погиб. Шарль Николь протестировал на себе противотифозную вакцину, за что получил Нобелевсюю премию. Джонас Солк протестировал вакцину от полиомиелита на себе и двух сыновьях. В 1986 году французский вирусолог Даниэль Загури опробовал на себе вакцину от ВИЧ, она, как выяснилось, не работала.

Нынешние ученые совсем другие, как выразился один из друзей: труба пониже и дым пожиже. Может быть поэтому разработка вакцины от коронавируса займет полтора года? Сначала тестирование на безопасность, месяца три. Потом наблюдение за вакцинированными в условиях эпидемии: насколько меньше будет тяжелых заболеваний. Для второго этапа, как нетрудно догадаться, нужна эпидемия. Впрочем есть способ обойтись без эпидемии. И этим занимается наша контора: надо найти, какие именно антитела и рецепторы иммунных клеток вырабатываются в ответ на КОВИД-19. И потом смотреть, вырабатываются ли они в результате применения вакцины. Этот этап можно сделать примерно за 3 месяца. Однако нашей конторе, по самой оптимистической оценке, нужно полгода на поиски антител и рецепторов, отсчет уже пошел, эксперименты начались. Итого речь идет про год вместо полутора, не очень принципиальное сокращение срока. Либо личный героизм: самому себе ввести вакцину, подождать с месяц, и потом себя искусственно заразить, и посмотреть, что получится. К счастью, в развитых странах это нынче не приведет ни к лаврам ни к нобелевкам: один человек это не статистика. Так что прошли те времена.

Date: 2020-03-23 04:16 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Коронавирус (https://www.livejournal.com/category/koronavirus?utm_source=frank_comment), Медицина (https://www.livejournal.com/category/medicina?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2020-03-23 04:34 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Да, тоже помню у себя в детстве стремление к героическим подвигам во имя науки. Может, казалось, что Главный Ученый скажет "А кто это там такой героический? А давайте дадим ему за это нобелевку!" :)))

Date: 2020-03-23 04:53 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Мне кажется, что это стремление к героизму свойственно всем детям: "значит нужные книги ты в детстве читал", у Высоцкого. При совке пропаганда пыталась эту черту экплуатировать через Павлика Морозова и призывы к героическим доносам. Работало иногда, но плохо.

Date: 2020-03-23 04:41 pm (UTC)
From: [identity profile] vadim-mikhaylin.livejournal.com
Держим за Вас кулаки и молимся.

Date: 2020-03-23 04:55 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Спасибо большое! Мы в общем никакой особой опасности не подвергаемся. Материал до нас доходит практически незаразный, средства защиты есть. У нас главный стресс - это количество работы, а пока оно вполне нормальное.

Date: 2020-03-23 04:58 pm (UTC)
From: [identity profile] vadim-mikhaylin.livejournal.com
Так а мы за результат! И желательно положительный.

Date: 2020-03-23 05:11 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

А это будем посмотреть. Как уж пойдет. Но вроде деньги дает Микрософт, компьютерные мощности тоже, а наше дело в пробирки капать.

Date: 2020-03-23 04:59 pm (UTC)
From: [identity profile] rider3099.livejournal.com
Помнится, тоже увлекала идея подвига в детстве. Наверное, книги были соответствующие :)

Date: 2020-03-23 06:57 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Да, мы похоже все через это прошли, и я думаю, что это хорошо. В детстве нужно воодушевление, а к скептицизму можно и попозже прийти.

Нет, дорогая

Date: 2020-03-23 05:08 pm (UTC)
From: [identity profile] seichasje.livejournal.com
Нет, дорогая, самые страшные страницы - это те, где доблестные доктора ставят опыты на ЧУЖИХ ближних. Насчет Таскиги просветитесь. Насчет сечения гинекологической фистулы. (И практически никаких компенсаций, конечно, негры же не "избранные", гг, негры перетопчутся, а человечеству - маленькая польза (с))

Date: 2020-03-23 05:16 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Во-первых, я вас не знаю, и в такой ситуации предпочитаю обращение без эпитетов. Во-вторых, я в Штатах раз уже 8 проходила официальный трейнинг про защиту пациентов, каждый раз на час-полтора, где все это (и гораздо больше) было описано в деталях. Кстати: задним числом много кому выдали большие компенсации. В-третьих, пост не об этом, а о персональном нероизме ученых. И я вас прошу разговор в сторону не уводить.

Edited Date: 2020-03-23 05:16 pm (UTC)

Date: 2020-03-23 05:29 pm (UTC)
From: [identity profile] hard-squeeze.livejournal.com
Это очередной то ли ольгинский тролль, то ли пригожинская портянка, которой не терпится рассказать как в Америке линчевали негров. В бан дебила и все дела, чтоб никто на него не тратил своё время (ИМХО, конечно).

Date: 2020-03-23 06:04 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Да, очень похоже. Они еще стадают обратным карго культом и считают, что от американцев все скрывают. Когда все это входит в школьные учебники.

Date: 2020-03-23 07:51 pm (UTC)
From: [identity profile] hard-squeeze.livejournal.com
Хуже не когда скрывают, ибо раз скрывают, то хотя бы стыдятся. Хуже, когда не скрывают, а делают вид, что так и надо было и всё было правильно и вообще, можем повторить. В Штатах как раз все оценки расставлены и те, кто считает, что было правильно--маргиналы.

Date: 2020-03-23 08:11 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Совершенно согласна. Оценки тут очень четкие. И очень твердые правила, которые не позволяют повторить ни при каких условиях.

Date: 2020-03-23 06:07 pm (UTC)
From: [identity profile] alexash-v.livejournal.com
Удачи!

Date: 2020-03-23 08:12 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Спасибо!

Date: 2020-03-23 07:29 pm (UTC)
From: [identity profile] lafenmi.livejournal.com
зато гарантированной работы на год вперёд!

Date: 2020-03-23 08:13 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Да, сейчас в биотехе несколько лучше, чем в других местах. Надеюсь, что наши и дальше будут разумно все делать. Вопрос будет в глубине кризиса. После некой границы страдают все.

Date: 2020-03-23 10:35 pm (UTC)
From: [identity profile] marmot1980.livejournal.com
А вообщенет лучше нет прививки от сталинизма, чем почитать про судьбы советских ученых, но пост не об этом.

Да уж

Date: 2020-03-24 11:45 am (UTC)
From: [identity profile] ritamustard.livejournal.com

Вот уж точно. Меня от одной истории Вавилова прям трясет, а сколько такого было...

Date: 2020-03-24 01:57 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Ну да, и Сергей Вавилов, который, делая бомбу и получая сталинские премии, не только не мог помочь брату Николаю, но даже узнать о его судьбе. И расстреляный генетик Карпеченко. И это только одна наука.

Edited Date: 2020-03-24 01:58 pm (UTC)

Date: 2020-03-25 07:43 pm (UTC)
From: [identity profile] marmot1980.livejournal.com
А вы не подскажете, как геномные исследования вообще могут помочь с коронавирусом? Меня тут спросили, а я что-то даже растерялась...

Date: 2020-03-25 09:02 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Если речь про геном вируса, то для RT-PCR надо знать последовательность. Если человеческий геном, то в основном он не нужен. За исключением конкретных генов, кодирующих рецепторы Т и В лимфоцитов. Секвенирование уникальных генов рецепторов, которые возникают в процессе рекомбинации и перетасовки, помогает найти специфические антитела (рецепторы В клеток) или клоны лимфоцитов (Т клетки). Эти рецепторы и несущие их клетки специфически размножаются в ответ на вирус. Если их выявить, то можно создать на их основе лекарственные препараты, можно ускорить тестирование вакцин и делать триаж пациентов по развитию иммунного ответа.

Date: 2020-03-25 10:10 pm (UTC)
From: [identity profile] marmot1980.livejournal.com
Спасибо! А я уж перепугалась - мы-то делаем WGS в поисках single-gene stuff, как мы-то помочь можем? Вирус же уже отсеквенирован, а мы как бы теперь ищем уникальные рецепторы лимфоцитов? Но для этого все равно делают WGS, просто ненужное не читают? Или нет? А вот какой релевантный источник бы изучить?

Date: 2020-03-26 02:35 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Нет, WGS не годится. Надо гонять ПЦР с мультиплексными специфическими праймерами, и секвенировать ампликоны. Можно почитать наш сайт Adaptive Biotechnologies, там много всего. Либо гугловать на TCR and BCR sequencing. Либо смотреть описания китов у Qiagen или TAKARA, у них есть для TCR и BCR.

Date: 2020-03-26 02:38 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Там обычно основная проблема это решить, хотите ли вы смотреть РНК или геномную ДНК. Наборы мультиплексных праймеров входят в киты. У наших преимущество это система позитивных контролей и оценка количества клеток, которые прошли через анализ. Но наши сейчас продают не киты, а сервис, типа присылайте образцы и получайте результат.

Date: 2020-03-26 03:50 pm (UTC)
From: [identity profile] redseagull.livejournal.com
ой, сразу "Охотников за микробами" вспомнила, прочтя название, зачитывалась в детстве)), а еще биографию Коха из ЖЗЛовской серии.
Спасибо за ваши посты и истории, здоровья всем.

Date: 2020-03-27 03:36 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Спасибо что читаете!
А я биографию Коха так и не читала. Вроде ещё у Акимушкина была книга про микробов, но я ее не нашла в интернете. Может перепутала.

Date: 2020-03-30 10:21 am (UTC)
From: [identity profile] redseagull.livejournal.com
я из всей биографии Коха запомнила, что агар-агар вместо желатина ему жена предложила использовать, да байку про выпитую его научным противником Максом Петтенкоффером пробирку с культурой холерного вибриона

у Акимушкина вроде все больше про что-то близкое к этологии

Date: 2020-04-01 12:09 pm (UTC)
From: [identity profile] lfirf.livejournal.com
спасибоза напоминание, все собираюсь подробней прочесть про Зильбера. Насколько я помню, первый раз он оказался на скамье подсудимых когда чуму в Средней Азии останавливал

Date: 2020-04-01 02:41 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Да, его сажали ее какое-то неприличное количество раз. Но он был везунчиком, чего стоит одна история о том, как он встретил в Германии свою семью, их угнали на работы, после конца войны, освободили, и они шли на восток по некой немецкой дороге. А он мимо проезжал на машине, и их увидел.

Profile

mary_spiri: (Default)
mary_spiri

January 2026

S M T W T F S
    123
4 5678910
111213 14151617
18192021 222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 23rd, 2026 05:59 pm
Powered by Dreamwidth Studios