mary_spiri: (Default)
[personal profile] mary_spiri
"В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань" (Пушкин, Полтава)- давеча читала блоги и встретила мысль о том, что как славно было бы скрестить американскую модель капитализма с японской, тогда бы и получился "капитализм с человеческим лицом". Мысль эта, мягко говоря, не новая: японцев она стала посещать еще в эпоху Мейдзи, и они весь 20-й век прожили в попытках подобной гибридизации. А получалось как в старом анекдоте: если скрестить ежа с ужом - то выйдет три метра колючей проволоки. К американцам та же мысль пришла сильно позже, во время "Японского чуда" - расцвета японской экономики в 60-80-х.

Причем обе нации хотели взять и адаптировать под себя только совсем небольшой кусочек хорошего, так чтобы обойтись без плохого и стремительно процвести. Японцам удалось очень успешно сначала украсть, потом скопировать, а потом улучшить западные технологии. В Штатах мы себе покупаем только японские машины, желательно произведенные в самой Японии. Будучи собрана в префектуре Аичи, моя Тойота Эхо почти никак не изменилась с 2003-го года, когда мы ее купили, все так же бегает, несмотря на солидные 300 тысяч километров. И все основные части у нее родные, японские. А вот американской креативности японцы все равно не могут достигнуть. И например бывший знаменитый Шарп (ныне уже почти разорившийся), где мой муж работал с 2007 по 2013, все свое програмное обеспечение делал силами американцев в Штатах. Исследовательские институты Шарпа были по всему миру, в том числе и в Японии. И Андрюша постоянно удивлялся, насколько японцы мало нового могли сделать по сравнению с гайдзинами, несмотря на немалые ресурсы японских институтов.

Мне в свое время повезло работать в Японии с очень креативными людьми, в одной из лучших лабораторий одного из лучших японских университетов. У японцев все в порядке с головой и руками, я не раз в жизни убеждалась, что национальные и гендерные различия никак не отменяют наличие достаточного количества умных и талантливых людей у всех стран и народов, так уж устроены человеческая генетика и мозг. Проблема в системе, которая либо дает талантам раскрыться, либо давит их на корню. И японская система, по крайней мере тогда, когда я в ней варилась, скорее давила. В основном это была дикая забюрократизованность, когда полдня уходит на пустую бумажную работу и согласования внутри ригидной системы, не позволяющая менять направление исследований по мере необходимости. Вдобавок полная невозможность быстрого карьерного роста в зависимости от заслуг и достижений, власть коллектива, которая приводит к отсутствию прорывов и неожиданных открытий. Все двери, кроме одной, общей и единственной, закрыты на замок, шаг влево или вправо, и ты вылетаешь из системы, любая попытка сменить или изменить род деятельности означает конец карьеры. Продвижение только по старшинству, а школа молодого бойца длится до седин, когда выходишь на высокий уровень, то уже нет ни сил, ни желания что-либо сотворить. Зато если ты играешь по правилам, знаешь свое место и не высовываешься, о тебе неплохо заботятся. Всегда находится работа, коллектив - как семья, а босс - как отец родной. "Здесь так уютно, тепло и сыро".

Профессиональноие выгорание есть у всех наций, но нигде оно не превалирует так, как в Японии. У меня был один знакомый японец, который уехал на постдока в Канаду. Вернулся через два года и попал на очень хорошую позицию в Университет Хоккайдо. Через пару лет бросил его нафиг и снова уехал в Канаду наукой заниматься. И еще раза три вот так метался в Японию и из Японии. Пока не осел где-то в Штатах, по-прежнему скучая по Японии, но при этом занимаясь наукой так, как хочется и можется. Научная эмиграция свойственна далеко не только пост-советскому пространству, японцам она не чужда, тем, кто хочет себе творческой свободы. И вот уж их не назовешь колбасной эмиграцией, колбаса как раз в Японии сильно вкуснее.

Вроде бы в нынешнее время ситуация в Японии стала получше, они организовали несколько академических институтов по американскому образцу, с усиленной соревновательной компонентой, без постоянных позиций, с индивидуальными конкурсными проектами, строго ограниченными по времени. Система такая лучше всего работает, когда в нее вкладывают много денег, чтобы хватало молодым да ранним, без имени, но с креативностью. И Япония одна из немногих стран, которые увеличивают ассигнования на науку. Ну и результат налицо, уже даже и нобелевские премии пошли (это верхушка айсберга, сначала должен образоваться весь айсберг). Однако японская модель капитализма отличается дикой инерцией, которая загнала систему в болото. И никакие меры не могут ее выволочить из болота стагнации. А тут еще демографический кризис, отсутствие иммиграции и прилива свежей крови. Идея о том, что роботы заменят молодежь, звучит очень завлекательно, но не прибавляет нации креативности. А технологии по прежнему изобретают в основном не японцы.

Со своей стороны, американцы давно хотели перенять японскую организацию производства, обеспечивающую высокое и постоянное качество, а также заинтересованность и лояльность работников. Не понимая, что это следствие тех же культурных традиций и конфуцианства, которые вызывают недостаток креативности у японцев. Старинная рисовая культура с жесткой иерархией, почитанием старших и принятием своего положения как данности, которую невозможно изменить. Японцы сидят на месте, они не покоряют Америку, пройдя с вагонами весь континент, не едут за моря в поисках лучшей жизни, у них исторически прошла селекция на конформизм. А у американцев прошла селекция на авантюризм и предприимчивость. Заодно и мошенников в Америке гораздо больше, чем в Японии, и лентяев, и людей ненадежных, изменчивых, неконформных. К счастью, в Штатах трудно насадить коллективные линейки и хождение строем под общим флагом, хотя попытки постоянно делаются. И даже знаменитая американская политкорректность, над которой принято смеяться, довольно редко принимает гротескные формы, скорее всего потому, что большинство американцев не умеют хором доводить все начинания до абсурда. Среди них пока находятся люди, которые замечают, что король-то голый. В Японии у этой сказки не может быть нормального конца, если коллектив сказал, что король прекрасно одет, спор на этом закончен.

Другой момент, который американцы похоже не очень понимают, состоит в том, что лояльность бывает только двусторонней, и возникает, если каждый работник ощущает, что о нем заботятся, и будут стараться всячески за него держаться. Колоссальным недостатком американской системы является зыбкость и ненадежность большинства видов интеллектуальной и сколько-нибудь креативной работы. Более 95% биотех-компаний разоряются, и от процветания до увольнения часто всего один шаг. Причем зачастую увольняют ключевых и наиболее креативных сотрудников, ибо они обычно получают неплохие зарплаты, и почему-то считается, что на них можно съэкономить. Подобная экономия редко окупается, и в отдаленной перспективе компания все равно дохнет. Но уволенному от этого не легче. Особенно потому, что среди менеджеров бытует мнение, что вместо одного умного можно нанять двух дураков, которые сделают все то же, что и умный, но за меньшие деньги. Поэтому креативность и заслуги совсем не гарантия того, что ты сможешь себе найти хорошую работу. А идеальной системы на этом свете похоже не существует, и ее невозможно получить простой гибридизацией.

А что касается гибридизации, то в свое время знаменитый российский генетик Георгий Карпеченко создал кап-редьку - гибрид капусты и редьки. Идея была совместить вершки и корешки. В результате вершки получились от редьки, а корешки от капусты... Хотя гибридизация эта была прорывным достижением экспериментальной генетики. Крепкий был мужик, как Ломоносов, из поморов. Но вот результат гибридизации часто далек от ожидаемого. А вспомнила я про Карпеченко в связи с бурным недавним празднованием годовщины Усатого. Ибо судьба Карпеченко была очень печальна. Он участвовал в известных дискуссиях с лысенковцами 1936 и 1939 годов (естественно, на стороне генетиков), был арестован 15 февраля 1941 года по сфабрикованным обвинениям в шпионско-вредительской деятельности, к которой была добавлена открытая борьба под руководством Н. И. Вавилова против «передовых методов научно-исследовательской работы и ценнейших достижений академика Лысенко по получению высоких урожаев». Урожаев по Лысенко никто никогда не видел, а Карпеченко расстреляли, дел видимо других у сталинских соколов не было 28 июля 1941 года. Реабилитирован был посмертно в 1956 году.

Date: 2020-01-07 09:38 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Наука (https://www.livejournal.com/category/nauka), Общество (https://www.livejournal.com/category/obschestvo).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2020-01-07 11:43 pm (UTC)

Date: 2020-01-07 09:52 pm (UTC)
From: [identity profile] v-stranger.livejournal.com
Штатам за политкорректность ещё бороться и бороться :-); расизм, шовинизм и гомофобия то процветают, особенно на юге

Date: 2020-01-07 10:01 pm (UTC)
From: [identity profile] mr-mariner.livejournal.com
Штаты устанавливают правила для остального мира, а не для того, чтобы самим их выполнять

(no subject)

From: [identity profile] v-stranger.livejournal.com - Date: 2020-01-07 10:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2020-01-08 01:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] v-stranger.livejournal.com - Date: 2020-01-08 04:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2020-01-08 05:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] v-stranger.livejournal.com - Date: 2020-01-08 05:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2020-01-08 05:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] v-stranger.livejournal.com - Date: 2020-01-10 02:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2020-01-10 03:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] v-stranger.livejournal.com - Date: 2020-01-10 03:54 pm (UTC) - Expand

Date: 2020-01-10 09:33 am (UTC)
From: [identity profile] urease.livejournal.com
> отсутствие иммиграции [в Японии]

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2020-01-10 03:14 pm (UTC) - Expand

Date: 2020-01-07 09:57 pm (UTC)
From: [identity profile] mr-mariner.livejournal.com
Амели Нотомб "Страх и трепет" - фильм по книге очень понравился. По опыту работы на японских судах и посещения институтов веришь всему и сразу. А сейчас у японцев новая фишка - новый император позвал всех назад на Родину восстанавливать империю! Хотя канадские японцы пока не сильно рвутся, но несколько "булек" из сети уже долетело, вот, например - https://alex-kozl.livejournal.com/213881.html

Date: 2020-01-07 10:19 pm (UTC)
From: [identity profile] vadperez.livejournal.com
2011..
Это Фукусима у них тогда была

Date: 2020-01-08 01:44 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Американские японцы тоже не рвутся. А я в Японии насмотрелась на перуанских японцев, они тогда активно репатриировались, и ходили учить язык на те же курсы, что и я. Ужасно они мне нравились. И очень они ругали коренных и местных. Но обратно в Перу не ехали.

(no subject)

From: [identity profile] robert-myname.livejournal.com - Date: 2020-01-08 08:23 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2020-01-08 02:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] robert-myname.livejournal.com - Date: 2020-01-09 08:18 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2020-01-09 03:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] misha-makferson.livejournal.com - Date: 2020-01-10 06:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2020-01-10 03:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] misha-makferson.livejournal.com - Date: 2020-01-11 07:44 am (UTC) - Expand

Date: 2020-01-07 11:21 pm (UTC)
From: [identity profile] ditour.livejournal.com
Одно из принципиальных различий в моей области - японцы не начинают научный проект, если нет гарантированного финансирования, чтобы сделать его хорошо, с запасом прочности. Американцы пытаются в ограниченный и зыбкий бюджет втиснуть максимально амбициозный проект, с максимальным потенциалом для открытий. В результате на японские проекты работать гораздо приятнее. Но обратная сторона медали - многие потенциально перспективные идеи так никогда и не реализуются, финансовый барьер гораздо выше.

Date: 2020-01-08 01:47 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

У американцев это вызвано гусарством от общего недостатка денег: либо грудь в крестах, либо голова в кустах. Японцы готовы положить живот на подходящий алтарь, но не ради выгоды или гусарства, а потому, что надо. А если не надо, то и не станут.

Date: 2020-01-07 11:45 pm (UTC)
From: [identity profile] buddy-z.livejournal.com

О как, значит ПУКС Войновича имел реальный прототип?

Date: 2020-01-08 01:48 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

У Войновича все имеет реальные прототипы. Но часто от этого тошно.

Date: 2020-01-07 11:47 pm (UTC)
From: [identity profile] diakin.livejournal.com
"Вместо одного умного можно нанять двух дураков, которые сделают все то же, что и умный, но за меньшие деньги." - это классика эффективного менеджмента ))

Date: 2020-01-08 01:51 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Это то и проблема. Я как-то разговаривала с мужиком, который работает в Chemical engineering, химических технологиях. Он с явным удовольствием говорил, что у них все менеджеры свои, из инженеров. Я наивно спросила, а почему. Ответ был: а иначе рванет так, что мало не покажется, disaster potential is high. Блин, а у нас в биотехе и взорваться нечему.

(no subject)

From: [identity profile] misha-makferson.livejournal.com - Date: 2020-01-10 06:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kondybas.livejournal.com - Date: 2020-01-10 08:30 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2020-01-10 03:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] misha-makferson.livejournal.com - Date: 2020-01-11 07:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2020-01-10 03:23 pm (UTC) - Expand

Date: 2020-01-07 11:52 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
Насколько я могу судить по коллегам, с которыми я встречаюсь на конференциях, Япония все же постепенно меняется в американскую сторону, и это процесс комплексный, содержащий многие компоненты культуры.

Date: 2020-01-08 01:55 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Я очень на это надеюсь, мой старенький профессор жизнь положил на пробивание таких изменений. И креативность повышается. Но японцы плохо воспринимают любое соревнование, не умеют спокойно переносить отсутствие гармонии внутри коллектива. Раньше была масса довольно неприглядных случаев именно в по-новому организованных институтах. Например, азид натрия был подсыпан в чайник (в такой офигительной дозе, что вызвал неудержимую рвоту, и отравленный выжил). Или один другому впрямую нож в спину воткнул.

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2020-01-08 02:19 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2020-01-08 02:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 2born.livejournal.com - Date: 2020-01-08 03:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2020-01-08 04:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 2born.livejournal.com - Date: 2020-01-08 04:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2020-01-08 05:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 2born.livejournal.com - Date: 2020-01-08 06:05 pm (UTC) - Expand

Date: 2020-01-08 02:37 am (UTC)
From: [identity profile] agasfer.livejournal.com
Это старая байка, про Бернарда Шоу, кажется. Будто некая дама ему предложила себя в жены, заявив, что "Наши дети унаследуют ваш ум и мою красоту!" Шоу ответил, что может получиться и наоборот...

Я когда-то по поводу американской индустрии эмоционировал.

Суть проблемы, ИМХО, в том, что класс высокооплачиваемых СЕО превратил американскую индустрию в аппарат машинного выдаивания 401К пенсионных планов и инвестиционных фондов, которые должны непрерывно куда-то инвестировать свои средства--ну и скупают стоки. Даже при изгнании за полный развал СЕО получают такие "золотые парашюты", что им реально похрен, развивать компанию или нет. Поруководит года 3, потом получает свой парашют и идет руководить дальше.

Другая болезнь--уравниловка на низовом уровне. Что уравниловка якобы была в СССР, это сказки; ее родина, это Америка. Страх лайабилити за дискриминацию приводит к боязни хоть кого-то выделить среди подчиненных поощрением или наказанием. Отсюда идиотская пропаганда "коллективного труда" и смехотворные премиальные (бонусы), которые обязывают делить поровну по процентам. Можно кому-то дать чуть больше, но только одному и на будущий год обязательно другому; можно кому-то дать чуть меньше, но тоже только одному, и т п. Причем, размер бонуса жестко привязан к доходам компании. Если у компании проблемы, то, казалось бы, тут-то и надо стимулировать инициативу. Вместо этого, бонусы, и без того ничтожные, идут под нож и работники линяют при 1-й же возможности.

Date: 2020-01-08 03:05 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Совершенно согласна! К счастью, в моей нынешней конторе по прежнему у власти отцы основатели. Но в силу того, что они продукт американской системы и нанимают топ менеджеров по американским правилам игры, у нас тоже далеко не все хорошо. И нет понимания, что два дурака не могут в приципе сделать то, для чего нужен один умный. Мне давеча моя шефиня заявила, что я у них работаю пожарным. Где пожар, туда меня бросают, я его тушу, а тут новый пожар. От щедрот она меня давеча спросила, а чего я хочу. Не быть пожарным, а иметь свой собственный проект, - был мой ответ. А кто пожары тушить будет? И вот новый пожар в новом году. А проще всего не нанимать девочек-мальчиков едва из универа, а найти еще пару пожарных. Но понимает это толтко моя шефиня, которая немка с германским образованием. Она меня лично наняла, не думаю, что мной бы заинтересовались наши американцы.

(no subject)

From: [identity profile] agasfer.livejournal.com - Date: 2020-01-08 04:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2020-01-08 04:10 pm (UTC) - Expand

Date: 2020-02-05 09:17 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Это Бернс:
Жил когда-то в Эбердине
Человек, не хуже всех,
Был не стар, умен отменно,
Да страшон, как смертный грех.
И девицы, для которых
Он порой из кожи лез,
За урода выйти замуж
Отказались наотрез.
И тогда решил он сделать
Предложенье глупой Мэг:
«Тут упрашивать не надо,—
Думал этот человек.—
Нет богатства у девчонки —
Только косы да глаза:
Золото — густые косы
И глаза — как бирюза.
Вот ума — совсем негусто,
А известно, что его
В лавке у купца не купишь,
Не займешь ни у кого».
Он посватался, и сразу
Получил согласье он
И домой шаги направил,
В размышленья погружен:
«Мэг безмозгла, но красива,
Я урод, но башковит,
Свойства лучшие обоих
Наш союз соединит:
Наши дети, без сомненья,
Красотою будут в мать,
А в меня — умом могучим,
Мне ж ума не занимать!
Дети будут прямо чудо
По уму и красоте;
Не было такой удачи
Ни одной еще чете!..»
Дети родились, однако,
Ожиданьям вопреки,
Страхолюдные — в папашу
И в мамашу — дураки!

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2020-02-05 10:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] agasfer.livejournal.com - Date: 2020-02-05 11:13 pm (UTC) - Expand

Date: 2020-01-08 07:38 am (UTC)
From: [identity profile] vadim-mikhaylin.livejournal.com
Лучше поздно чем никогда. С днём рождения! Здоровья Вам и вашим близким, новых интересных троп, и хорошей погоды в пути!
1-е января такой день ... . Нет, день тут не причём, это друзья такие. Каюсь!;0))

Date: 2020-01-08 02:36 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Спасибо большое. Настоящий ДР 14-го, так что как раз вовремя. Надо мне исправить, но все руки не доходят.

Date: 2020-01-08 08:42 am (UTC)
From: [identity profile] right-to-cry.livejournal.com
скрестить американскую модель капитализма с японской, тогда бы и получился "капитализм с человеческим лицом".
Двойной ад для работников бы получился, кажется :(

Date: 2020-01-08 02:39 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Не могу сказать, все попытки были неудачны. Но согласна, что звучит страшновато. В сериале "Человек в высоком замке" это пытаются показать, но мне было скучно смотреть дальше первых пары серий.

(no subject)

From: [identity profile] v-stranger.livejournal.com - Date: 2020-01-08 05:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com - Date: 2020-01-08 05:24 pm (UTC) - Expand

Date: 2020-01-08 04:54 pm (UTC)
From: [identity profile] vagant.livejournal.com
С Новым годом!

Date: 2020-01-08 05:20 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com
Спасибо большое!

контекст круче

Date: 2020-01-10 06:02 am (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] sspr referenced to your post from контекст круче (https://sspr.livejournal.com/2035454.html) saying: [...] того, что ты сможешь себе найти хорошую работу. https://mary-spiri.livejournal.com/112898.html [...]

Profile

mary_spiri: (Default)
mary_spiri

January 2026

S M T W T F S
    123
4 5678910
111213 14151617
18192021 222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 23rd, 2026 01:53 pm
Powered by Dreamwidth Studios