mary_spiri: (Default)
[personal profile] mary_spiri

В связи с обострением Курильского вопроса, достала свой старый текст и слегка подрихтовала. Кто уже читал, прошу прощения за повтор.

В 90-е, когда я только приехала в Японию, речь о передаче Курил шла постоянно и в России, и в Японии, казалось, что это только вопрос времени. Все шло к отдаче, приезжали сначала горбачевские, а потом ельцинские чиновники, и без конца обсуждали сроки и торговались, какие конкретно плюшки они с японцев поимеют. Даже неформальный референдум провели на островах, и жители их двумя руками проголосовали "за", и даже вроде бы ногами, количество жителей на островах увеличилось, до 16 тысяч человек, когда показалось, что вот-вот они станут японцами.

И вот прямо тогда и выяснилось, что на самом деле для Японии весь этот процесс столь важен и значим не в смысле увеличения территории, или возвращения "исконно-японского". Даже права на рыбную ловлю в Охотском море - вторичны. А первична и наиболее нужна возможность еще разок поиграть в реваншизм, в пересмотр истории Второй Мировой войны. С одной стороны, есть официальная линия, продолжающаяся еще со времени американской оккупации: милитаризованная Японская империя предательски напала сначала на соседей, потом на остальную Азию, потом на Америку в виде Перл-Харбора, оккупировала Корею и большую часть Китая, организовала массовые резни и всевозможные зверства, а потом ей вломили по полной, за дело, разбомбили крупные города в ноль, и насильственно демилитаризовали. И хорошо, и замечательно, и японцы теперь такие мирные до ужаса, что даже на улице не увидишь ребенка, который играл бы в солдатики, или с игрушечный оружием. Это меня в свое время поразило, примерно через год пребывания я заметила, что нету тут игрушечного оружия, куклы, машинки и зверушки есть, а пистолетиков нету. Официальная линия отражена в учебниках, в политических документах и официальный статьях и бумагах.

Но есть и еще одна, теневая линия, которую протаскивают тихой сапой везде, где получается, чтобы противостоять главной, нейтрализовать ее, и посеять сомнения в умах. Эта линия откровенно реваншистская, причем даже в наименее радикальном варианте (который наиболее распространен), утверждается, что Япония страшно пострадала просто за то, что попыталась спасти Азию от ига белого человека, от колониализма, который причинил неисчислимые страдания в течении сотен лет, и что рядом с этими страданиями какая-та резня в Нанкине? Именно это написал в своем манифесте Хидеки Тодзе, премьер-министр во время войны, он же военный преступник, повешенный американцами в 1948-м. Он писал, что колониализм и угнетение не только убили гораздо больше людей в Азии, чем Вторая Мировая, но и уничтожили культуру, замедлили развитие свобод, и превратили население Азии в рабов. А Япония просто хотела их спасти (превратив в своих рабов?). Тодзе и 6 остальных повешеных военных преступников похоронены в храме Ясукуни. И вот каждый год в начале мая какой-нибудь крупный (но не главный) чиновник из правительства обязательно отправляется в храм Ясукуни помолиться, публично поклониться праху людей, которые были большие патриоты, отдали жизнь за Японию, конечно немножко ошибались в средствах, но хотели, как лучше... Это случалось каждый год моего пребывания, а дальше все шло, как по нотам: буря в прессе, ноты яростного протеста из Китая и Кореи, газеты по 2-3 дня рассусоливающие и официальную линию, и заодно пишущие о том, что возможен и другой, альтернативный взгляд на историю Японии во Второй Мировой: несмотря на все зверства, на самом деле хотели, как лучше, а вышло как всегда. Чиновник своим поступком совершал политическое самоубийство, тут же уходил в отставку, к счастью, сеппуку (харакири) ему в наше время было делать уже не надо. А вся эта кампания в прессе порождала сомнения: а может правда, бедная Япония пострадала за свое желание освободить Азию, а ее разбомбили вдребодан, оккупировали и демилитаризовали зазря?

Таким образом, японцам удавалось и сомнения посеять в умах своей молодежи, и не поссориться со всем миром окончательно. Да и вообще, ведь гораздо приятнее быть жертвой, а не убийцей, это хорошо нацию сплачивает. Как говорил мой японский босс в Рикене: "Поглядите внимательно в глаза японцев, и вы увидите там грусть народа, который никто из иностранцев не понимает, и незаслужено не любит". А не любят японцев в Азии очень сильно. Корея была оккупирована весьма долго, и корейцы японцев ненавидят люто до сих пор. Как пример, японцы построили в Сеуле роскошное здание парламента, точную копию "капитолия" в Токио. Корейцы им пользовались долгое время после оккупации, а в 1998 решили его взорвать, и тем уничтожить этот невольный памятник Японии. И взорвали, устроив из этого офигительный народный праздник и шоу: видимо, очень нетривиальное саперное искусство потребовалось, здание от взрыва не разлетелось на куски, а как бы "стекло", как жидкость, на землю, медленно и величественно, в окружение миллионных толп народа. Эту съемку крутили по японскому телевидению дня три, без особых комментариев, кроме "А мы хотели, как лучше, а они...". Так что нас, таких белых и пушистых, не любят, а мы на самом деле всем добра желали и желаем.

Из-за своего "ползучего реваншизма", в отличие от Германии, которая постоянно извиняется перед евреями, Япония так ни разу и не извинилась за зверства перед Китаем, а если в чем-то извинялась, то половинчато. Например, во время Второй Мировой множество женщин с оккупированый территорий отправляли в армейские бордели обслуживать японских солдат. Те, кто выжили, долго добивались и добились компенсации, денег им подбросили. Но при этом японская сторона написала/объяснила, что (а) японских девушек тоже заставляли служить в борделях, и (б) работа в борделях была дело добровольное. Бедные женщины отказывались от компенсаций, Китай и Корея писали ноты протеста, но реваншизм в Японии, как вода, всегда найдет щель, чтобы просочиться. Сначала извиняются, потом все снова здорово.

А с Курилами при Ельцине получилось забавно. Если бы Японии эти острова были бы всерьез нужны, самое простое было бы обещать 16 тысячам русских жителей моментальное гражданство и пособие на жизнеустройство, я думаю, Япония от этого не обеднела бы. Вместо этого Япония заявила, что русские им не нужны, и должны убираться прочь, обратно в Россию, а острова им должны отдать не по частям, а все сразу, и не потому, что Россия так и быть согласна проявить добрую волю, чтобы задружиться с Японией, а потому, что Россия исторически обязана отдать Японии эти несправедливо захваченые острова без всяких условий. Т.е. японцы старательно добивались, и разумеется, добились, чтобы их послали подальше. И у них снова появился резон и дальше жаловаться, что их никто не любит, не понимает, и все обижают.

В нынешнее время похоже, что острова стали японцам нужны всерьез, ибо русским жителям Курил теперь обещают то самое японское гражданство и пособия впридачу. Ну или обещают обещать, если все пойдет, как японцам хочется. Но вот что может Россия получить взамен, мне совершенно непонятно. Японские инвестиции в Дальний Восток? Есть ведь китайские и корейские, зачем еще и японские? Прорыв сакционной блокады? Так японцы никогда не пойдут против Америки, хоть даже и ради островов, ибо Америка их защищает от соседей по Азии. Разовое вливание большой денежной суммы для распилов и откатов? Вроде бы вопрос островов должны с русской стороны решать люди, которые и так уже небедные. И вообще собственность эти небедные люди заводят себе в Майами и Лондоне, а вовсе не в Токио. Противовес Китаю? Япония пожалуй уже не та, в противовесы не подходит, измельчала, а Китай покрупнел. В общем, не понимаю я, чего происходит вокруг Курил в наше время. Мой умный муж отвечает: "Да ничего не происходит, одни словеса". Наверно так и есть!

Date: 2019-01-15 03:24 am (UTC)
From: [identity profile] vsparrow.livejournal.com
"Вроде бы вопрос островов должны с русской стороны решать люди, которые и так уже небедные" - это очень смешно. Они никогда не бывают "сытыми", чтобы не хотеть взять ещё больше. Ну и традиционную идиотию с внешней политикой не надо сбрасывать со счетов - там, где можно эпично, с треском опозориться, наши даже личную выгоду отодвигают в сторону.

В остальном - спасибо, хороший текст. Удивительная нация японцы - вот как бы у них выманить секрет правильного обустройства повседневной жизни, без того, чтобы по дороге не прихватить отрицание личности как таковой, национализм и прочие милые штучки. Или это всё идёт в комплекте и никак иначе? Такого порядка же вроде никто больше сумел добиться, хотя подходы практикуются разные.

Date: 2019-01-15 04:13 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Боюсь, что японский подход к жизни не переносится на неяпонскую почву. Вот Пелевин сделал попытку, но мне она показалась неубедительной. И идет японское жизнеустройство только в комплекте с национализмом. Типичная "рисовая культура", с полной предсказуемостью и предрасположенностью всей жизни к служению винтиком в общем колесе.  Кстати, куча моих друзей-японцев это все не любят, винтиками быть не хотят.  Один из них раза три уезжал из Японии в Канаду, приезжал обратно в Японию, снова срывался в Канаду, потом все-таки вернулся насовсем.


Проблема сейчас еще и в том, что "быть как все" в наше время плохая мотивация.  Когда голод грозит, наличие еды в обмен на службу радует. А вот если уже не грозит, то хочется странного, типа самореализации. И хто еще одна причина невозможности переноса японского жизнеустройства на чужую почву. Оно исторически возникло в ответ на скудность, голод, лишения в условиях давящей власти и полной безисходности, когда бежать некуда. А у русских всегда был север и Сибирь.


А что касается Курил, то для меня полная загадка все же не японцы, а русские, чего же они рассчитывают получить? Когда очевидно, что где сядешь, там и слезешь.

Date: 2019-01-15 04:18 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Вот и мне совершенно непонятно. Ведь как с козла молока, ничего с японцев не получишь. Отдавай, не отдавай. Вне зависимости от вопроса об исторической справедливости и прочих высоких материй. И никакой мирный договор с Россией не заставит японцев отколоться от Америки. Без Штатов Китай Японию проглотит моментально, и японцы это понимают.

Date: 2019-01-15 04:23 am (UTC)
vitus_wagner: My photo 2005 (Default)
From: [personal profile] vitus_wagner
Американцы перестали покупать "рабов, что сели на царство" в России. Вот они и ищут кому бы еще продаться. Без рабоволадельца они не могут.

Date: 2019-01-15 04:32 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Из японцев исторически получаются очень уж плохие рабовладельцы. Я правда не утверждаю, что российские власти это понимают.

Date: 2019-01-15 06:02 am (UTC)
From: [identity profile] diakin.livejournal.com
> И вообще собственность эти небедные люди заводят себе в Майами и Лондоне, а вовсе не в Токио.
По нынешним временам, собственность в Лондоне и Майями особо не позаводишь ;) Может они думают, что в Токио смогут что прикупить? ))
Я думаю наши хотят все таки решить как-то вопрос и заключить мирный договор с Японией, с тем чтобы иметь возможность расширения контактов и в перспективе влияния. Но Японии не нужна передача островов в качестве "жеста доброй воли России", потому что в этом случае она будет ДОЛЖНА. А Россия не будет возвращать острова, как "незаконно захваченное у Японии имущество", потому что это будет выглядеть как продажа территорий за плюшки, и в политическом плане российское руководство от этого ничего не поимеет. Поэтому японцы вопят "доробо, верните украденные острова!", а наши, играя желваками - "суверенитет России над островами неоспорим".
Ну и.. ладно. "Семь лет мак не родил, и голода не было". Так и с островами. Россия и Япония прекрасно друг без друга обходились все это время. Посмотрим, что из этого выйдет. Но даже если передать все 4 острова, Япония не бросится дружить с Россией. А людям в уши вольют чего-нибудь еще.

Date: 2019-01-15 06:21 am (UTC)
vitus_wagner: My photo 2005 (white)
From: [personal profile] vitus_wagner
Как когда-то давно написал Леонид Филатов:

.. А царь между тем не теряет времени
Принимает посла людоедского племени.
Лондоны и Парижи смазали лыжи,
Царю остались послы пожиже.

Штаты не берут, Китай не берет, что остается - Япония да Бразилия, а там уж и до Нигерии недалече.

Date: 2019-01-15 12:13 pm (UTC)
ext_659943: (Default)
From: [identity profile] kant-elz.livejournal.com
Есть предположение, что всё происходит из-за экспорта газа. Кремлядь хочет построить на японские КРЕДИТЫ мосты и газопроводы из Сахалина через всю Японию и поставлять ей газ, который перестают брать в Европе и который Китаю не нужен.
На прокладке заработают Ротенберги и Тимченки (а значит и дед Пу) и Газпром не развалится ещё какое-то время.
Сплошная выгода!

Date: 2019-01-15 01:50 pm (UTC)
From: [identity profile] crown-athlete.livejournal.com
Наш кремлёвский долгожитель и иже с ним за последние годы наступили во всё дерьмо, даже в то, которое не им предназначалось, так что тут уже сомнения в адекватности этой публики

Date: 2019-01-15 02:08 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Типа на безрыбье, хоть кто-то? Даже если этот кто-то тебя за человека не считает. Впрочем японцы обожают русский балет и фигурное катание, так что некоторая "духовная" близость все же наблюдается.

Date: 2019-01-15 02:18 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Да, я эту точку зрения читала. Там еще были феерические комментарии, что газ японцы не используют из-за сейсмоопасности. Используют, у меня всегда стоял газовый водонагреватель.  Японцы могут пообещать нашим все на свете, и потом ничего не сделать.Они отлично используют разницу менталитетов. Японский ответ "Хай, вакаримашта" переводится, как "Да, согласен". А означает: "Да, я вас понял".  Согласия не подразумевается. В эту ловушку постоянно попадаются американцы. Но у них самих такое же отношение, согласие не означает переход к соответствующим действиям. Плюс японцы прекрасно используют исторический  принцип "Ходжа, эмир, ишак, кто-нибудь да помрет, а выгода уже сейчас". Выиграть в эту игру невозможно. Так что газопроводы и спасение Газпрома будет делом рук самих утопающих. И я еще раз с грустью вижу, что это никакое начальство не хочет понимать.

Date: 2019-01-15 02:41 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Да, мне тоже кажется, что все именно так и обстоит. Возвращай, не возвращай, все равно получишь орден, и более ничего. Япония еще можкт попугать американцев дружбой с Россией. Вот только они вряд ли испугаются, до тех пор, пока военные базы стоят и оплачиваются японской стороной. Японцы со своей стороны политики весьма дальновидные. Да и степень нужности островов сильно преувеличена. В Японии вымирает сельское население, для них Хоккайдо - это уже глубинка, откуда уезжают. Токио в этом смысле как нерезиновая Москва, постоянно растягивается, чтобы вместить очередные тысячи и миллионы. Жизнь в большом городе считается показателем успеха в жизни. Размножаются японцы плохо, население уменьшается. В общем, нет большой нужды огород городить.

Date: 2019-01-15 02:45 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Адекватность у политиков не часто встречается, достаточно взглянуть на господина Трампа. Вот уж кто умудряется, как царь Мидас наоборот, все, к чему прикасается, превратить в дерьмо. Даже удивительно бывает, вроде бы проблемы он озвучивает часто вполне правильно, но блин это ж надо в ответ принимать такие идиотские решения, и так по-идиотски их воплощать.

Date: 2019-01-15 02:50 pm (UTC)
From: [identity profile] crown-athlete.livejournal.com
Ну у вас там есть кому успокоить, все эти сенаторы, судьи и прочие губернаторы, а в России все ручные, колеблются в соответствии с линией партии, тем более нынешняя партия в отличии от той же КПСС даёт им право быть очень богатыми людьми )

Date: 2019-01-15 06:23 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

У нас к сожалению на Трампа пока нет хорошей управы. В конце концов он скорее всего свое поимеет, но быстрая нейтрализация вреда не очень возможна. В общем ситуация наверно получше, чем с дядей Пу, но в общем они одного поля ягодки.

Date: 2019-01-16 10:33 am (UTC)
ext_659943: (Default)
From: [identity profile] kant-elz.livejournal.com
Да, вы наверное правы.
А я, как не японец, часто использую такое высказывание: "Я понял вашу точку зрения. Зафиксируем на этом наши разногласия"... :о)

Date: 2019-01-17 02:46 am (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com
У японцев согласие достигается не путем ответа на прямо заданый вопрос. А скорее в результате неспешного создания консенсуса заинтересованных сторон. Тут как раз вполне работает "я вас понял", переходим к следующему пункту.

Date: 2021-03-19 07:30 am (UTC)
From: [identity profile] oren-bella.livejournal.com
>для меня полная загадка все же не японцы, а русские, чего же они рассчитывают получить?

Решают не обобщённые русские и даже не официальное государство, так сказать. Принимают решения отдельные люди, узок их круг и страшно далеки они от народа. Так вот, этих теоретических людей можно просто купить. Кмк, японцы просто ведут глубокую разведку, как подобраться и сколько дать. Или пригрозить отнять. Кемская волость, однако

Date: 2021-03-19 04:41 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Это конечно, но японцы не проявляют глубокой мудрости, а скорее наоборот.

Date: 2021-03-20 09:33 pm (UTC)
From: [identity profile] oren-bella.livejournal.com
Для японцев это вопрос самоидентификации, ну, как для барана штурмовать ворота — не могут они без этого по биологическим причинам.
Но мне будет грустно, если Россия отдаст острова. Не потому, что они вкрай нужны, а потому, что буду знать, что они просто тайно проданы

Date: 2021-03-20 10:21 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-spiri.livejournal.com

Не отдадут, уже момент прошел, России уже не нужно.

Profile

mary_spiri: (Default)
mary_spiri

January 2026

S M T W T F S
    123
4 5678910
111213 14151617
18192021 222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 24th, 2026 09:55 am
Powered by Dreamwidth Studios